Оригинал взят у
miitronmaki в
Люди тёплые, живые, шли на дно, на дно, на дноМоё добавление к тексту Валерия Павловича Федотова (
matholimp ) с
https://www.facebook.com/vphedotov/posts/1246501648744389 - лишь вынесенная в заголовок этого поста строчка из упомянутого им ниже стихотворения Твардовского «Переправа».
6 декабря - знаковая дата для Карельского перешейка. 99 лет назад началась независимость Финляндии. 96 лет назад закончилась независимость Северной Ингрии. А 77 лет назад Красная Армия понесла первые серьёзные потери в ходе начавшейся неделей раньше Зимней войны.
Курортный посёлок Териоки, сразу же ставший столицей марионеточной «Финляндской демократической республики», Красная Армия отжала практически без боя (примерно как Крым в 2014г.). Волости Рауту и Метсяпиртти к югу от озера Суванто финны поспешили покинуть, чтобы избежать потерь на узких переправах через стремительные реки. Остановить красноармейцев в первую неделю войны финны сумели только на подходе к деревне Липола. Но густые ельники вдоль крутого берега речки Зайянйоки не позволяли вести здесь активные боевые действия.
Лишь 6 декабря при форсировании реки Тайпалеен-йоки около места её впадения в Ладожское озеро счёт потерям пошёл на сотни. Любопытно, что с разных сторон линии фронта здесь противостояли два шведа, ставшие генералами ещё в царской армии. Оперативной группой из артиллерийского корпуса и трёх стрелковых дивизий, наступавших с юга на Кексгольмском направлении, командовал Грендаль. А двигаться дальше на север ему не позволила линия Маннергейма.
Ещё более тяжёлыми оказались потери красноармейцев на другой переправе - в Кивиниеми. Именно о ней Твардовский написал своё знаменитое стихотворение (позднее оно стало фрагментом поэмы о другой войне, из-за чего автору пришлось заменить в тексте всех финнов на фрицев). Причиной трагедии стала беспечность разведчиков, на глазок определивших течение протоки между озёрами как слабое.
Мне самому довелось испытать коварство Вуоксы в гораздо более спокойном её месте - чуть ниже Гремучего водоската. Там течение хорошо видно невооружённым глазом. Оценив его скорость, я точно рассчитал, что успею переплыть реку в узком месте. Ошибся буквально на метр, которого мне не хватило до выхода на противоположный берег. Но именно на последнем метре оказался самый мощный поток, вынесший меня на середину широкого плёса.
Аналогичная ситуация и в Лосевской протоке. Мощная река течёт чуть ниже поверхности озера, создающего иллюзию стояния воды на месте. У северного берега поток выходит на поверхность и срывается за поворотом по каменной лестнице километрового порога. А с южного берега, на который вышли разведчики, не видно, что там за поворотом.