Jun 27, 2013 21:35
В рамках материалистической диалектики совпадений «разрешение» должно заменить «снятие» в качестве основного операционного термина. Выход за границы всякой ситуации осуществляется исключительно с помощью изменения масшатба; только увеличение степени разрешения позволяет указать на то, что на месте единого находятся два. Расширяющее движение пальцев - основа всякой революции.
Своего рода «зум-онтология» является наиболее адекватной реализацией принципа, провозглашающего совпадение, или удерживание вместе разделенного, единственной субстанцией. Зум-интерфейс представляет собой наиболее приемлемую модель реальности, в которой всякое удерживаемое вместе одновременно является также и удерживающим вместе, и наоборот. Здесь необходимы лишь две существенные поправки, связанные с отсутствием верхней и нижней границы: нет ни единой поверхности экрана (поскольку удерживание вместе разделенного не размещается на какой-либо предшествующей ему поверхности), ни максимальной границы разрешения, за пределы которой невозможно выйти.
Однако подобная роль никоим образом не должна предполагать, что движение между теми или иными степенями разрешения произвольно и зависит от субъективного или культурного выбора. Масштаб - наиболее принуждающее; то ультимативно «внешнее», которое детерминирует нашу способность мыслить и нашу способность действовать, определяя границы ситуации. Человек действительно обладает способностью к изменению масштаба, однако именно как «родовое существо»; эта способность и есть то нечеловеческое, которое является основой человеческого. И именно изучение законов изменения масштабности, ее стратегии и тактики и является основным предметом материалистической диалектики (то есть науки о революции).
Всякая ситуация определяется наличием того или иного «первосоединенного» или “первосомкнутого», некотрого рода уравнением «а=b», которое и определяет границы ее разрешения. Само-собой-разумеющесть этого отождествления приводит к тому, что его присутствие никогда не может быть осознано изнутри ситуации: все внутриситуационные конфликты это всегда конфликты за то или иное распределение этого первосомкнутого (точнее же говоря, за распределение тех или иных множественных "продуктов", которые производятся в результате смыкания). Вопрос о распределении затеняет и не позволяет подвергнуть сомнению вопрос о единстве распределяемого.
Занятие позиции «отказа от выбора» по отношению к подобного рода конфликтам является первым и необходимым условием для выявления «первосомкнутого». Однако отказ от выбора не должен означать индифферентности: поскольку только путем анализа этих конфликтом и может быть выявлено само наличие того единства, распределение которого является главной ставкой этих империалистических войн. Именно отказ от выбора позволяет различить за чередой конфликтов, происходящих в разных сферах и казалось бы не связанных друг с другом, то первосоединенное, размыкание которого является главной задачей настоящей ситуации - задачей, лишь благодаря выполнению которой эта ситуация может быть трансформирована и разрешена.
Нарастающая невозможность выбрать ту или иную сторону конфликта характеризует степень революционности ситуации; собственно, революционная ситуация - это ситуация, настоятельно требующая изменения степени разрешения, ситуация, несоразмерная масштабу собственного первосоединенного и превосходящая его (подобная неадекватность ситуации собственному масштабу для человека проявляется обычно как несоответствие мысли действию или действия мысли: как недостаточность или неточность прежде само собой понятых терминов илии как принятие неверных решений, вызванное тем, что прежние способы действия становятся неудовлетовринтельными). Изменение масштаба приводит к тому, что ситуация разрешается - что выражается помимо прочего и в том, что всякого рода "обеты" и "обещания" оказываются утрачивающими всякую принуждающую силу: перемена степени разрешения ведет к тому, что связанное оказывается развязанным, а запрещенное - разрешенным.