Штабные офицеры Русской Армии в 1812 году.

Jan 06, 2012 14:20

ВНИМАНИЕ: В данный пост я буду вносить изменения по мере появления новых данных. Так что, текст статьи будет отличаться от текста данного поста. Последний вариант именно в ЖЖ.

Последние изменения внесены 12 июля 2012 года
Первоначальный вариант напечатан в:
Малов-Гра, А. Г. Штабные офицеры Русской армии 1812 г. // Рейтар. Военно-исторический журнал.- №54 (4/2011).- М.,2011.- стр.156-162.







1. Штабная служба.Штабы это основные органы управления войсками в боевой обстановке и руководства их обучением, воспитанием и повседневной деятельностью в мирное время. Трудно себе представить войну уже в начале ХІХ века без работы офицеров штаба. В Российской Императорской армии большинство  из них наименовывались адъютантами.
Адъютант (нем. Adjutant из лат. adjūtāns «помогающий») - наименование должности офицера, который состоял при генерале или при штабе той или иной воинской части или объединения / соединения (начиная с уровня бригады и вплоть до армии) для исполнения служебных поручений или для выполнения штабной работы. В принципе адъютантов можно разделить на две категории: личные и штабные. Первые были секретарями и помощниками генералов, а вторые штабными работниками. Во французском языке, например, существовало различие в наименованиях адъютантов. Личные адъютанты генералов именовались l’aide de camp - «ассистент по лагерю», а начальники штаба батальонного, полкового и бригадного звена или выше l’adjudant - «помощник». Помощники начальников штабов бригады и дивизии l’adjoint à l’état-major - «адъюнкт штаба». В русском языке таких различий не существовало.
Рассмотрим вопрос о количестве адъютантов разных наименований в Российской Императорской армии к 1812 году. К этому времени существовали следующие категории адъютантов:
•    Генеральские (часто именовались по должности их генерала: «бригадные» и т.п.);
•    Старшие;
•    Шефские;
•    Полковые;
•    Батальонные;
•    Генерал- и Флигель-адъютанты (чины Свиты Его Величества).



* * *Генеральские адъютанты, т.е. адъютанты положенные генералу по чину и должности, отряжались чаще всего от частей, которыми данный генерал командовал. Количество их было определено ещё 1-го июля 1806 года  :


Шефский адъютант относился к категории личных адъютантов и полагался от полка (части) своему шефу.
Старшие адъютанты проходили службу в армейских, корпусных и дивизионных штабах. Согласно «Учреждению для управления большой действующей армией», от 27 января 1812 года   при Главном дежурстве армии должно было быть минимум 4 старших адъютанта - начальники отделений. В корпусе 2 старших адъютанта. В дивизии - один, и исполнял он те же обязанности что и дежурный генерал при армии, или дежурный штаб-офицер при корпусе  .
Кроме них существовали полковые и батальонные адъютанты, относившиеся к категории штабных работников. Общее число полковых и батальонных адъютантов в полку соответствовало количеству батальонов, ибо полковой адъютант являлся одновременно и адъютантом 1-го батальона. В сущности это были начальники штаба полка или батальона соответственно.
Что касается чинов Свиты Его Величества, то на рассматриваемый период существовали генерал-адъютанты (в генеральском чине) и флигель-адъютанты (в штаб- и обер-офицерских чинах). Они выполняли личные распоряжения Государя. В чины эти офицеры и генералы могли быть пожалованы за самые разнообразные заслуги, а часто и по личной симпатии Государя к ним или их семье. Свитские чины могли занимать в штабах самые разнообразные должности: например полковник П.А. Кикин был дежурным генералом 1-й Западной армии, полковник С.Х. Ставраков был комендантом Главной квартиры, полковник П.А. Аракчеев исполнял должность дежурного генерала 2-й армии.

2. Форма одежды офицеров штаба.Следует отметить, что форма одежды строевых частей Российской Императорской армии в эпоху Наполеоновских войн изучена достаточно хорошо, но что касается формы адъютантов, тут картина прямо противоположная. Освещение подобного вопроса мы видим лишь в работах А.В. Висковатова и В.В. Звегинцова, а также попытка была предпринята в описаниях к открыткам из небезызвестной серии О.В. Пархаева, посвященной 1812 году. К сожалению, следует указать на сбивчивость и поверхностность этих описаний.
Мы предлагаем, для начала, собрать все источники по данной проблеме. Во-первых документы РГВИА и опубликованные источники (например - ПСЗРИ), во-вторых портреты того времени и, наконец, только в третьих - работы историков А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск» и В.В. Звегинцова «Русская армия»  .

Отметим, что форма одежды у чинов Свиты Его Императорского Величества, офицеров состоящих по роду оружия, старших и генеральских адъютантов была подчинена общим конструктивным и логическим принципам. Для всех данных форм одежды базовой была форма «считающихся по армии» (в данном контексте - пехота и пр. не гвардейские части, кроме армейской кавалерии) и «по кавалерии». Для адъютантов эта форма дополнялась аксельбантом (до 1812 года для всех вообще), а для чинов Свиты еще и шитьем особого рисунка. Посему начнем именно с общеармейского мундира.

* * *
Общеармейский мундир, или мундир «считающихся по армии» был темно-зеленым, с алыми воротником, обшлагами и отворотами фалд. Наличие клапанов обшлагов, показанное А.В.Висковатовым, сомнительно, так как не указано ни в одном источнике. Более того, при введении нового покроя формы в 1801 году изменена была лишь конструкция фалд и груди мундиров, а не цветовое решение и принципы конструктивного построения обшлагов  времен императора Павла І. Таким образом, мундир «считающихся по армии» должен был иметь "разрезной" обшлаг, алые воротник, обшлага и фалды и золотой аксельбант. Это подтверждается рядом портретов, в частности портретом генерала св. кн. А.А. Суворова-Рымникского (сына знаменитого полководца). Аксельбант, в данном случае, не являлся индикатором принадлежности к адъютантам, а был принадлежностью самого мундира «считающихся по армии». С 17 марта 1812 года приказом Военного министра № 24 они получили второй эполет и лишились аксельбанта, который был оставлен лишь чинам на должности адъютантов  .
Заметим, что темно-зеленый цвет офицерского мундира в реальности был совершенно черным, что было данью моде. Полковник Карл фон Клаузевиц, только перешедший на русскую службу, с удивлением пишет об этом 6 июля 1812 года в одном из своих писем из Вильно жене Марии : «Наконец, я надел сегодня зелёный мундир, который, однако, в соответствии с модой является совсем чёрным».
Мундир офицера «считающегося по кавалерии» представлял собою не что иное, как кирасирский белый вицмундир с алыми воротником, "разрезными" обшлагами и фалдами. Причем отвороты фалд именно алого сукна (со времен Императора Павла вет их не изменился), а не белые, как ошибочно указано у Висковатова. Спутать этот мундир с кирасирским полковым вицмундиром не представлялось возможным, так как полка с алым прикладным сукном и желтым приборным металлом не существовало (Конная гвардия не в счет - её вицмундиры имели петлицы, да и были алого цвета).  Этот вывод подтверждается портретами шефа Елисаветградских гусар генерала от кавалерии И.П. Дунина и полковника кавалерии А.А. фон Круза.
Первый изображен до введения общегенеральского мундира, потому и носит не его, а «общий кавалерийский» мундир. Второй - после 1814 года, поэтому его мундир уже однобортный. Напомним, что до марта 1812 года все офицеры «состоящие по кавалерии» носили аксельбант, даже если не были адъютантами.
  Следует сказать несколько слов об обшлагах. В рассматриваемый период в источниках фигурируют три типа:
  - "разрезной" - прямой с двумя пуговицами пришитыми параллельно верхнему краю обшлага;
  - "прорезной" - прямой с клапаном, застегивающимся на три пуговицы (в реальности застегивалась только одна);
  - "острый", "косой" - обшлаг т.н. польского типа, острый угол которого возвышался по переднему шву рукава.
   Все же прочие уточнения по типам (шведский, саксонский, бранденбургский, немецкий, французский), введенные в обиход прусскими  униформологами и их русскими августейшими последователями, в то время не применялись. Чего не скажешь о самих обшлагах! Найти два одинаково скроенных обшлага у офицеров того времени было весьма затруднительно.

В качестве вицмундира для штаб- и обер-офицеров считающихся по кавалерии с 17 сентября 1809 года «Высочайше утвержден образец общего кавалерийского вицмундира однобортного с красным воротником и обшлагами, для ношения штаб- и обер-офицерам считающимся по кавалерии». Он повторял по конструкции зеленый вицмундир кирасир (ранее называвшийся «сертукъ») и имел в отличие от мундира не выпуклые (дутые), а плоские пуговицы. Единственным принципиальным отличием можно считать разрезные обшлага не мундирного цвета с выпушкой прикладного сукна, а полностью алые.

Отметим также отсутствие упоминания о выпушке по борту на кавалерийском вицмундире и отсутствие упоминаний о красных отворотах фалд. Судя по более поздним мундирам - они были мундирного цвета с алыми выпушками. В 1814 году у вицмундиров повелено иметь «выпушку по борту алую и с обоих концов воротника уступ от борта на ¼ вершка», а количество пуговиц по груди увеличено до девяти. Тем же приказом уточнено, что «воротники у сих должны застегиваться на крючки»
«Общего» мундира офицеров артиллерии как такового не существовало. Офицеры и генералы артиллерии не приписанные к конкретным артиллерийским бригадам носили мундир который представлял собою темно-зеленый фрак с черными бархатными воротником, прорезными обшлагами и фалдами. Все эти детали, и ещё карманные клапаны и клапаны обшлагов, окантовывались алым сукном. В 1809 году «для отличия офицерских мундиров полевой артиллерии от таковых же мундиров егерских полков, во всей артиллерии ... генералитету, штаб- и обер-офицерам иметь и на нижней части воротника суконную красную выпушку…»  , что лишний раз подтверждает совершенно черный цвет сукна на офицерских мундирах того периода. Аксельбант при этом мундире никогда не полагался. Эполеты имели алое суконное поле без шифровки, а не галунное, как у офицеров "по армии", "по кавалерии" и Инженерного корпуса.
         Что касается мундира офицеров Инженерного корпуса, он практически полностью повторял мундир офицеров артиллерии. Тем не менее, имелись и отличия: фалды были красными, металлический прибор серебряным, но самое главное, что офицеры Инженерного корпуса еще с 1803 года нашивали на мундиры серебряные петлицы. Эполеты их были с серебряным галунным полем.

Отметим, что мундиры «считающихся по…» носили не только генералы, не имеющие полковых мундиров (до 1808 года), но и все офицеры, которым не было положено полковых или служебных мундиров. С 30 января 1802 года такой мундир определили офицерам, служащим по комиссариатской и провиантской части. Эти мундиры носили офицеры и генералы бывшие смотрителями военных госпиталей, ибо они считались по комиссариатскому ведомству.
В марте того же года было объявлено «о дозволении отставным от службы носить мундир, если они прослужили в военной службе беспорочно 20 лет». Причем с 12 ноября 1807 года они утратили право ношения эполет, введенных в том же году.
Право на ношение армейского мундира (в качестве вицмундира) 6 мая 1811 года было распространено на генералов  . Такой вицмундир мы видим на портрете принца Георга Ольденбургского (1811 г.), где принц изображен в однобортном кавалерийском вицмундире. Пехотный, двубортный, вариант вицмундира на портрете "неизвестного генерала" (Дм.Ф.Вындомского), работы О.Кипренского (1812 г.).





* * *Генеральские и старшие адъютанты в 1812 году носили вышеописанные мундиры по роду оружия, но с добавлением аксельбанта.


Примечательно, что офицеры гвардии сохраняли свои мундиры во всех случаях: и состоя по роду оружия, и являясь старшими или генеральскими адъютантами. Гвардейские адъютанты носили полковые мундиры и виц-мундиры (но не колеты), лишь дополняя их аксельбантом. Еще 16 июля 1806 года было уточнено, что «в общее положение о мундирах генеральским адъютантам, не входят те, кои имеют [быть - А.М.-Г.] определенные или впредь определяемые адъютантами из полков Лейб-гвардии. Им и при сем звании носить мундиры тех же Гвардии полков, из которых кто в адъютанты поступил»  . Примечательно, что адъютантам, состоящим в кавалерийских полках гвардии, были оставлены их полковые головные уборы  . Примером изображений гвардейских адъютантов могут служить портреты Лейб-Гвардии Преображенского полка подпоручика князя Голицына Николая Федоровича, адъютанта князя Лобанова-Ростовского (1812 г.) и подпоручика Лейб-Гвардии Литовского полка Пестеля Павла Ивановича, адъютанта графа Витгенштейна (1813 г.), изображенных в полковой форме, но с адъютантским аксельбантом.



* * *
        Что касается формы Свиты Его Величества, то как мы уже отмечали, она соответствовала форме генеральских адъютантов, но имела особое «свитское» шитье на воротнике и обшлагах. Отметим, что металлический прибор у флигель-адъютантов был серебряным, а у генерал-адъютантов - золотым. Такой мундир мы видим на портрете флигель-адъютанта полковника С.Н. Марина. Марин - офицер Преображенского полка, потому носит мундир пехотного флигель-адъютанта - темно-зеленый, без выпушки на воротнике. Обшлага на портрете не видны, но должны быть прорезными алыми с темно-зелеными клапанами (с алой выпушкой), на которых располагалось свитское шитье в три ряда. Мы наблюдаем такие обшлага (с темно-зелеными клапанами с алой выпушкой) на портретах генерал-адъютантов гр. А.Д. Балашова и гр. Н.М. Каменского 2-го.
     Кавалерийские генерал-адъютанты и флигель-адъютанты носили такие же мундиры, но белого сукна. Воротники их мундиров имели выпушку мундирного цвета (т.е. белую) и разрезные обшлага. Такой мундир мы видим на портрете гр. А.И.Чернышева.

Им же были положены однобортные вицмундиры «сертуки» темно-зеленого сукна с 8 плоскими пуговицами. Воротник и обшлага были алыми, но шитья по воротнику и обшлагам, конечно же, не было.
   Заметим, что примерно в это время на эполетах свитских чинов стал появляться вензель Государя, однако мы видим это не на всех портретах и нами не найдено документов о его введении. Возможно, что размещение вензеля было ещё одним модным элементов, узаконенным в 1814 году или являлось личной, персональной наградой. Найденные впоследствии документы помогут пролить свет на данный вопрос.

* * *     К свите Его Величество были причислены и офицеры Квартирмейстерской части (Генеральный Штаб). Их форма была симбиозом свитской и артиллерийской форм. Темно-зеленый двубортный мундир с черным бархатным воротником и разрезными обшлагами, имел особое золотое шитье, отличное от свитского. По воротнику, карманным клапанам и обшлагам шел алый суконный кант. Фалды мундира были алыми с черной бархатной выпушкой. на правом плече они носили золотой аксельбант, на левом эполет по чину. Примером квартирмейстерских мундиров могут служить портреты графа В. С. Апраксина, графа А. П. Строганова и полковника К. фон Клаузевица, с его великолепным, огромным аксельбантом, крепящимся не к правому ряду пуговиц мундира, а аж к контр-погону левого эполета!

nbsp;    Вся эта системы претерпела изменения в 1814-1815 гг., но это уже вне заявленных нами временных рамок.

* * *      Что касается шефских, полковых и батальонных адъютантов, то аксельбант им не полагался. Они носили форму своей части, но служившие в пеших войсках заменяли панталоны и низкие сапожки на ботфорты или драгунские сапоги с лосинами или суконными панталонами, надеваемыми в сапоги.

* * *      Несколько слов об оружии. Офицерам всех перечисленных категорий, кроме носивших полковые мундиры гвардейской кавалерии, полагалась пехотная или кавалерийская шпага. Но реалии боевых действий накладывали свои особенности. Судя по всему, ношение сабель и пр. «по роду оружия» вошло в правило. Что и было post factum Высочайше утверждено в 1814 году, когда старшие, генеральские и свитские адъютанты получили шпаги (по пехоте и тяжелой кавалерии) или сабли (по легкой кавалерии). Адъютанты, состоящие по тяжелой кавалерии, судя по ряду иконографических источников, могли позволить себе даже палаш.

* * *Головным убором всем вышеперечисленным офицерам (кроме носивших полковую форму гвардейской кавалерии) была шляпа. Ниспадающий султан из петушиных перьев был черным у офицеров пеших войск и белым у кавалеристов. В основание султана прибавлялись ещё черные и оранжевые перья. Фуражная шапка, скорее всего, повторяла общеармейский образец: тулья мундирного цвета, околыш цвета воротника. Скорее всего, в тот период уже зародилась мода ношения штабными чинами шляпы «с поля».

* * *Конское снаряжение было по роду оружия. Точно известно лишь о цвете чепрака офицеров Квартирмейстерской части. Он был темно-зеленым с черным бархатным лампасом с алыми выпушками и золотыми галунами. В задних углах и на чушках располагались Андреевские звезды. Мы можем лишь предположить, что чепрак офицеров состоящих по кавалерии был «против кирасирского» офицерского чепрака, а у состоявших по армии - как у гренадерских штаб-офицеров.  Тоже можно сказать и об адъютантских чепраках. Свита, по мнению Висковатова, имела чепраки мундирного цвета с лампасом в цвет воротника и Андреевскими звездами. Нахождение соответствующих документов даст нам возможность точно ответить на данный вопрос.

* * *Завершая разговор о форме штабистов нельзя обойти вниманием их главный символ - аксельбант. Собственно аксельбант более-менее привычного для нас вида появился при Павле І. Практически сразу он стал принадлежностью формы офицеров и генералов "по армии" и "по кавалерии" (в данной статье мы не рассматриваем полковые формы Гвардии, где аксельбант также носился ло 1809 года). Форма его была достаточно простой: два кольца и два свободных конца с небольшими плетешками по середине. Подобную форму они сохранили и в начале царствования Императора Александра І. Но если при Павле аксельбант крепился по плечевому шву (который был завален на спину) и висел фактически за плечом, то при Александре І он переместился на середину плеча. По-началу аксельбант просто свисал с плеча, но со временем одно из колец стали крепить к пуговице мундира. Ближе к 1807 году к пуговицам стали крепить не только кольцо, но и свободные концы аксельбанта. Следует отметить, что далеко не все следовали моде (да и что говорить - удобству) и крепили концы к груди, были офицеры и генералы, носившие свободно свисающими и петли и плетни. При этом появляется тенденция к увеличению размера именно плетня (плетеной части). Таким образом постепенно плетень заполняет собою весь свободный конец аксельбанта. Сам "погончик" аксельбанта также состоит уже не только из крученой петли, а становится целым произведением искусства. Толщина аксельбантного жгута также начинает стремится к увеличению.
Чем ближе к Отечественной войне 1812 года, тем более вычурным выглядит аксельбант. Уже в ходе войны крепить его уже стало модным даже не к правому ряду пуговиц, а к левому и, далее, к контр-погончику для крепления эполета!!!
Одним словом, аксельбант становится украшением не столько плеча, сколько груди мундира.

1812 годъ, Мои работы, Россiйская Имперiя, Планшеты "1812 годъ", Наполеоника, Военная исторiя

Previous post Next post
Up