Jan 19, 2012 12:37
Режиссерский дебют Анджели Джоли называется "В краю крови и меда" о сербо-боснийских отношениях 92-95 года. Вот уж ковырнула, так ковырнула. Сербы по сети собирают подписи с требованиями объявить ее персоной нон-грата в их стране. Боснийцы тоже не все обрадовались. Ассоциация боснийских женщин - жертв войны пожаловалась на "самого красивого режиссера в мире" в ООН, с вопросом, а достойна ли она после такого звания Посла Доброй Воли? Сербы считают, им приписали "звериное лицо". Боснийские женщины считают, при происходящем в конц.лагерях никакой любви между палачом и жертвой быть не могло. У всех налицо открытая травма. Не знаю, чего хотела Джоли, но американская общественность, в лице всяческих киноакадемий, поощрила открытие остро социальной темы "несправедливо забытых страданий боснийского народа". А я вот сижу и думаю, что происходит?
Фильмов такого рода, вокруг "сербы-босанцы-хорваты-христиане-мусульмане-усташи-четники" много. Совсем недавно видела другой - "Нож". У него философского-примиряющий конец: все мы одной ногой - мусульмане, а другой - христиане. Все мы - люди. Более или менее такой конец у всех этих фильмов. Что война бессмысленна. Что хватит боли. Хватит крови. Что - мы же братья. Что давайте жить. Жить и радоваться. Вроде и том же фильм Джоли. Герои-влюбленные, он - серб, она - боснийка, она - заключенная, он - надзиратель, - погибают при попытке бежать вместе и гибнут на мосту, являющемся "ничейной землей". Этот кино-призыв в "логике вещей", травма рассказывается, пересказывается, потихоньку появляется канон - общепринятая версия без чрезмерно эмоциональных деталей, но фильм Джоли сделал что-то другое. Но я не про фильм, тем более что его не видела, а эксперимент режиссера над актерской труппой.
В первый же съемочный день в графике оказалась одна из самых драматичных сцен (случайность?) - эпизод, где сербские солдаты останавливают автобус с боснийскими женщинами, срывают с них одежду и украшения и загоняют в здание школы. Солдатов играли сербы, женщин - боснийки. Люди видели друг друга впервые. И у каждого, по обе стороны, был свой живой, реальный и незакрытый счет к этой войне. Какое, интересно, кровавое облако над ними витало?
"После того, как я первый раз сказала "снято", мужчина, игравший солдата, который насилует одну из женщин, обнял актрису, игравшую жертву, чтобы убедиться, что с ней все в порядке. А остальные актеры-солдаты подобрали одежду и украшения и сами надели их на женщин. Даже не пришлось вызывать ассистентов", - вспоминает Джоли.
Говорят, сейчас она пишет сценарий о событиях в Афганистане... Поглядим.
боль,
эххххх...,
психолог победил филолога