Профессиональная "ветрянка"

Oct 05, 2011 23:48

Десять вопросов зададут завтра на открытом заседании Общества Семейных Консультантов и Психотерапевтов. Как жаль, что у меня не получается пойти. Очень интересно, что ответят те, у кого я училась. Я б послушала

«Влияние нашей профессии на нашу жизнь. Как меняется личность?»

Часто случается так, что мы не обращаем внимания на то, как изменились. Не понимаем, что имеют в виду наши близкие, говоря: «Это ты в книжках прочитала?» или «Хватит меня анализировать!»…

А иногда мы вдруг понимаем, что нам сложно быть спонтанными и эмоционально реагировать на что-то? Что нам дает наша профессия? Чего она лишает? Ответить на эти вопросы проще, опираясь на опыт коллег. Приглашаем Вас принять участие в обсуждении.
  1. Каким образом Вы выбрали профессию семейного психотерапевта?
  2. Как менялось Ваше представление о профессии? Есть ли что-то, что остается неизменным?
  3. Остается ли в Вашей жизни место для ее других сторон, занятий, областей, кроме профессии? 
  4. Влияет ли Ваша профессия на общение с членами Вашей семьи? Если да, то каким образом?
  5. Есть ли необходимость перестать все анализировать и вернуть себе, своей жизни спонтанность?
  6. Как справиться с чувством, что тебя не понимают близкие и друзья?
  7. Как отделаться от мысли, что ты понимаешь больше других?
  8. Позитивные и негативные последствия или самые привлекательные и самые неприятные грани профессии?
  9. Если терапевт переживает посттравматический стресс, нормативный возрастной кризис или другие эмоциональные состояния, имеет ли он этическое право продолжать терапевтическую практику?
  10. Задаете ли Вы себе эти вопросы? В какие моменты?

Отвечаю для себя:

1. Мне, наверное, всегда было интереснее копаться во взаимодействиях людей, и в том, как люди бьются в сетях отношений с другими, нежели во внутреннем мире одного человека. Следить за тем, как именно люди общаются и влияют друг на друга - это что-то вроде детективного расследования. Аж дух захватывает. Меня с раннего возраста упрекали в "понимании не по годам". Потом, на девятом году жизни я нашла в семейной библиотеке Макаренко, прочитала и стала объяснять маме с папой, где они меня неправильно воспитывают. Фундамент под будущего психотерапевта, думаю, уже был заложен. 
2. Самым шокирующим открытием на этом пути, пожалуй, стало то, что  и психотерапевты, даже самые-самые, не избавлены от тех проблем, "от которых" помогают. Сейчас уже смешно вспомнить. Теперь то мы знаем, что принцип "помоги себе сам" на психологах не работает, да и "проблемные" жизненные места часто и являются той самой "поверхностью"", которой психотерапевт работает с клиентом. 
3. Да и еще как. Профессия, в силу личных обстоятельств, занимает не первое и не второе место. И всего два полных дня в неделю, не считая всяких семинаров и супервизий. 
4. Наверное, я проходила то, что проходит всякий психолог. Сначала "они" думают, что у тебя проблемы, поэтому ты учиться пошел. Потом тебя  сторожаться: вдруг умеешь мысли читать или гипнотизировать на лету? После с тобой конфронтируют: "да ничего эта твоя психология не может". Потом призывают к разуму: "и что? этим можно заработать на жизнь?" Затем смягчаются и начинают иногда спрашивать совета. Потом ты замечаешь, что твой "пси-лексикон" поселился в твоих домочадцах. И наконец, тебя признают, но продолжают следить, чтобы знания не применялись к "ним" лично. До последнего - главное дожить полным составом семьи:)  И остается мелочь: крючок под названием "ты же - психолог". Ты должна выслушать маму в неурочный час, потому что, ты же - психолог. Сын принес двойку и знает, что ты не должна ругаться, потому , что ты же - психолог. И какая-нибудь малознакомая особь привяжется на какой-нибудь выставке и "под вы же психолог" будет грузить ненужными и тягостными подробностями жизни. 
5. Думаю, это болезнь первых двух-трех лет. Такая профессиональная ветрянка. Полагаю, я переболела. Но вот коллегам-тире-друзьям, иногда  хочется дать пинка, чтоб перестали анализировать и начали общаться. А спонтанности в моей жизни столько, что больше уже и не надо - спасибо:) 
6. А зачем с ним справляться? Во время "ветрянки" сначала надо понять, что твои "оспины" восхищают не вся и всех и перестать их демонстрировать. И что по данному вопросу - внезапная или не очень любовь к психологии, тебя никто не обязан понимать. И если тебя посетило откровение, какой у кого тип личности, акцентуация или психиатрический диагноз, - лучше это сакральное знание тоже держать при себе.  Реакции "ну, если тебе это нравится и важно, - то ладно", я считаю, вполне достаточно. А еще, надо отделить себя от профессии, чего тоже не бывает во время "ветрянки" и от того, всякий, нелестно отозвавшийся о терапии автоматически кажется тем, кто нелестно отзывается о тебе лично. И перестать считать, что все понял и сейчас спасешь мир.  Когда это прекращается, когда человек перестает бегать за своими родными с безумными глазами и воплями "вы послушайте", то они уже  и послушать готовы:)  Делают свое дело и контрасты: "там" (на семинаре, в группе, на личной терапии) - единомышленники и все говорят на одном языке и там хорошо все ловят с полуслова, теплый эмоциональный душ, "тут" (дома) - сопротивление силам добра и разума, и ревнивое непонимание того, откуда ты такая счастливая и что у вас там за трава...
7. Вот с этим вообще нет проблем. Как только мне покажется, что я понимаю-знаю больше других, жизнь мне или покажет более знающего или так щелкнет по носу, что после еще долго кажется, что я вообще ничего не понимаю:) Но когда есть уверенность, что знаешь больше других, то самое трудное еще - придержать это знание при себе. Потому как, даже если это и объективная истина, то психотерапевт все равно делится с клиентом не этим.
8. Самое неприятное - дисциплина. Назначенная встреча должна состояться, как бы тебе не хотелось поспать или побыть дома. Ты очень строго привязан к расписанию.  Это не звонить в офис и просить "Марь Иванна, у меня так голова болит, можно я отлежусь и к обеду приеду?"  Мечта мечт: чтоб дом родной и офис в одном здании.  Неприятный аспект - финансовая непредсказуемость профессии, особенно поначалу: неизвестно сколько клиентов у тебя будет в каждом месяце, и если ты работаешь на в каком-нибудь центре или на гос.организацию, то с этим приходиться как-то быть. Приятного много, для меня "самое": какие мы "изнутри" красиво разные. Хотя вроде бы маемся примерно одной и той же дурью, и живем одни и те же ошибки. Если бы не профессия, у меня бы не было возможности наблюдать это. Я по жизни человек не то чтобы открытый, так что вряд ли бы. 
9. Зависит от состояния, его глубины и выраженности. В "остром периоде" нет. Потом, попозже, - да, можно даже опираться на свой же опыт, да и нужно, да и по-другому не выйдет. В любом случае, есть коллеги, интервизия и супервизия,  и личная терапия, чтобы это выяснить.
10. Да, время от времени, кроме 6-го и 7-го. С ними мне все ясно. Ну, или мне так кажется.

Что скажете про себя, коллеги? Есть понравившиеся вопросы?:)

профессиональное, не мое, к коллегам, страдания психотерапевта

Previous post Next post
Up