18-19 декабря, мысли и записки с социологической конференции "Семья в современном мире".
Чувствовала себя как Маленький Принц, в тот момент, когда он узнал, что его любимая роза "даже не единственная". То, что месяцем ранее на пси-конференции в МГУ звучало от Варги как ересь, социологи считают свершившимся фактом, Каспржак (ректор МВШСЭН) так сразу и "врезал": Лет через 20 наши дети не будут уметь писать - это же очевидно. Школа должна не заставлять писать, а готовиться учить в условиях, когда писать не будут. То же и семьей: общественные институты надо расматривать в новых условиях, понимать какие у них теперь новые функции, а не пытаться вернуться в старые.
Сафронов (Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет) пожелал конфренции ответить на такой вопрос как "А зачем человеку в современном мире семья" (Ну вот, вообще? - мое)
Далее выступал Алексеев, не только философ, но и еще и продюсер "Триада-фильм", которого пригласили рассказать о проблемах освещения семейной тематики в кино. В результате Алексеев больше поделился наболевшим: кино для государства - всего лишь средство реализации какой-то гос. идеи. Никакой тебе поддержки чистого искусства или коммерческих начал. В качестве кино-носителя семейной идеи в прошлом году гос-во в лице ГосКино профинансировало "Любовь-морковь 2". Вообще, государство дает 26 млн рублей на кинопроизводство, выбирает 100 фильмов из 1000 примерно заявок, деньги распределяются равномерно, то есть по 260 000 на фильм, а до экрана доходят только около 30 картин. В прокат попадают далеко не все. Из них на семейную тематику - одна-две. Куда деваются 70 фильмов (около 18 млн рублей соотвественно) - они просто "не получаются". О чем пишется соответствующая докладная и все тут. В этом году "по семейной тематике" финансирование получила только одна картина, и это будет серьезная социальная драма (не раскрывая ни названия, ни режиссера), - сказал грустный Алексеев, - "драма одинокой матери с двумя подрастающими дочерьми, которая никак не может выйти замуж, т.к. дочери ревнуют. Мужчина там будет показан неоднозачно: глазами трех женщин. Конец благополучный, но мужчина не приживется, а за некую первооснову взят фильм Озона "Рики", с основным мессиджем "дети - это счастье". (все пытаюсь представить себе этот благополучный конец.... )
Как продюсер Алексеев сделал пару замечательных оговорок: " Мы (видимо люди кино-индустрии), конечно, постараемся делать не агитку, а...кино с положительными образами. И даже если получится...." ; "Государство отзывается на потребности общества, на ваши потребности...только неизвестно хорошо это или плохо" Еще все узнали, что с 2011 года сладкая жизнь заканчивается, вместо ГосКино деньги на фильмы будет распределять некая гос.структура, и не на 100 фильмов, а на всего 15, причем не поровну, а кому больше, кому - меньше. Государство будет только заказчиком темы.
Из пленарного состава ехидно спросили, даст ли государство денег на "Бригаду-2", если народу в нем будет "замочено" втрое больше, но зато у каждого из главных героев будет по крепкой семье? Алексеев долго объяснял, что "Бригада" была снята на деньги одного из центральных телеканалов, а кто платит - тот и заказывает...и между прочим, обеспокоенный успехом Меньшаков, действительно приготовил сценарий "Бригады-2", где он уже деромантизирует блатной мир, а самым страшным монстром в фильме будет...государство и его коррупция. (Нескоро мы увидим этот фильм, а?)
Алексеев еще пытался пожаловаться на неразумие тех, кто не понимает, что семейная тематика и вообще кино для семейного просмотра - золотая ниша, взять вот мультфильм "Ледниковый период - 3" - ведь какие сборы! Но за пленарным столом уже началось веселье на тему того, что это мульт о качественном разводе, вообще то.
Костылев (филофоский факультет МГУ, религиовед, главред журнала "Религиоведческие исследования" ) вернул народ к серьезности и структуре. Для него открытыми вопросами, на которые могла бы дать или могла бы попытаться дать ответ конференция, были
а) Мифы о семье. Происхождение, функции, время
б) Отчего "семейная жизнь" и "счастье" - чуть ли не синонимы в нашем восприятии. И так ли это на самом деле?
в) Семья как "несгибаемый социальный норматив"
г) Что такое традиционная семья сегодня?
Удивительно наше нежелание аналитически говорить о семье, - сказал религиовед, и начал мне нравится.
(продолжение следует)