Счастье есть. Как эпифеномен.

Dec 17, 2009 00:39

(Пинок другу)

"Кроме того, вопреки убеждениям непрофессионалов в «неизмеряемости» и «неисчислимости» счастья, психологи уже не первое десятилетие благополучно исследуют, как оно устроено.

О том, что им удалось выяснить, можно узнать из вполне репрезентативной, выдержавшей уже два издания книги британского психолога Майкла Аргайла «Психология счастья» , которая суммирует огромное количество таких исследований. Так, учёные из США Кинг и Напа (King & Napa, 1998) на двух выборках респондентов-американцев, обитателей Среднего Запада, показали, что в их глазах, оказывается, для «хорошей жизни» счастье значит куда больше, чем деньги, нравственная добродетель и даже возможность попасть в рай! Их коллеги-британцы Скевингтон, Мак-Артур и Сомерсет (Skevington, MacArthur, & Somerset, 1997), изучив несколько фокус-групп в своей стране, обнаружили, что счастье здесь признается важнейшей составляющей качества жизни - важнее тех же денег, сексуальной жизни и даже здоровья. С другой стороны, энтузиазм, с которым люди участвуют в лотереях и телешоу, где можно выиграть большую сумму денег, - по мысли Аргайла, несомненное свидетельство, того, что многие верят в способность денег решить их проблемы и сделать своих обладателей счастливыми.

Психологи нашли вполне статистическое подтверждение тому, что рост доходов не так уж существенно влияет на удовлетворенность жизнью: для некоторых выигрыш в лотерее имеет попросту негативные последствия, а богатые ничуть не счастливее тех, чьи доходы не превышают средний уровень, - хотя, действительно, как и следовало ожидать, очень бедные люди наименее счастливы. Менее всего счастлив тот, кто более всего озабочен денежными вопросами, - и, надо полагать, наоборот - независимо от уровня своего дохода как такового. В богатых странах, где, судя по опросам, уровень счастья вообще в целом выше, чем в бедных, для чувства синонимичной счастью «удовлетворённости жизнью» очень значимы образование и принадлежность к определенному социальному классу. От наличия в семье детей счастье, как ни странно, тоже зависит не так уж сильно, как принято верить. И совсем, казалось бы, удивительное: пожилые люди обыкновенно счастливее молодых.

Выяснили и то, что, хотя восприятие жизни человеком в немалой степени действительно поддаётся регулированию, некоторые факторы счастья-удовлетворённости - например, особенности личности - являются врожденными и под сознательный контроль не подпадают в принципе. Счастье вполне устойчиво связано с определенными личностными характеристиками - такими, как экстраверсия и нейротизм. Значим и стиль мышления: у счастливых людей практически всегда - более высокая самооценка, чувство контроля, оптимизм и чувство цели, обусловленное наличием четких ориентиров (какими бы те ни оказывались).

(...)
Счастье - чувство полноты и своеобразной «точности» жизни - «эпифеномен», побочный продукт. Оно достигается всегда по касательной, никогда не прямо. Оно, видимо, по самой своей природе таково, что не может быть целью - недаром же оно только и делает, что ускользает, недаром продолжает оставаться столь неопределимым, несмотря на многочисленные попытки его определить со времён, по меньшей мере, Аристотеля. Когда же оно ею становится, то до изумления легко, быстро, а главное - совершенно незаметно подменяется чем-то другим. И тут уж с человеком - его собственными руками - можно сделать едва ли не всё, что угодно.

Иными словами, если вам уж так хочется счастья - постарайтесь, по крайней мере, стать свободными от задачи быть счастливыми." (с)

via gertman

а я вам говорила, счастье в браке, страдания психотерапевта

Previous post Next post
Up