Хорасио Гарсиа Росси. Геометрия фантастического пространства. Художники группы GRAV

Jun 01, 2008 19:52

Не так давно началась выставка "Хорасио Гарсиа Росси. Геометрия фантастического пространства. Художники группы GRAV" (до 14 сентября 2008). Картинки в электронном варианте ничего вам не скажут, эти произведение нужно смотреть в оригинале.

Выставка (Залы 339-342 Зимнего Дворца) является своего рода продолжением выставки "Итальянский кинетизм", прошедшей в Эрмитаже в 2006 г. Новая экспозиция включает 40 работ художников группы GRAV (Group de Recherche d'Art Visual - Группа Исследования Визуальных Искусств) как из собраний музеев, так и из частных коллекций, и охватывает полувековой период их творчества.

Хорасио Гарсиа Росси.Светоцвет.1998-2004 гг.




Группа GRAV формируется во Франции в 1960 году, когда одними из ведущих направлений в искусстве становятся поп-арт и оп-арт. Эти направления были непосредственным откликом на современность с ее техницизмом, обилием рекламы и масс-культурой. Но если поп-арт обыгрывал, зачастую иронично, популярные идолы и символы своего времени, то оп-арт, или оптическое искусство, выросшее из геометрической абстракции 1920-1930-х годов, было прямым порождением увлечения 1960-х годов точными науками, кибернетикой, новыми технологиями, открытиями в области человеческого восприятия. Именно в этом направлении преимущественно работали художники группы GRAV. Под учредительной декларацией группы подписались как известные уже в то время мастера Франсуа Морелле, Виктор Вазарели и его сын Жан-Пьер Ивараль, так и молодые аргентинские художники, приехавшие в Париж в конце 1950-х годов, в их числе были Хорасио Гарсиа Росси, Хулио Ле Парк, Франсиско Собрино, Жоэль Стейн.

Художники GRAV экспериментировали в области оптического и кинетического искусства. Их манифест "Довольно мистификаций" (1961) провозглашал: "Больше не должно быть произведений исключительно для культурного глаза, чувствительного глаза, интеллектуального глаза, эстетского глаза, любительского глаза. Человеческий глаз является нашей исходной точкой". Ориентация на глаз как орган восприятия, чья реакция на оптические иллюзии непроизвольна и исключает сознательную интерпретацию, с точки зрения молодых художников давала возможность создать искусство универсальное, воспринимаемое каждым, независимо от национальности, образования, вкуса. Они придумывают различные зрительные иллюзии, где конфликт между плоскостью и ее кажущимся искажением, статикой и динамикой возбуждает глаз, заставляя непрестанно генерировать форму, что делает зрителя сотворцом образа.

Некий парадокс в то же время заключается в том, что искусство художников оп-арта основано на тонком расчете, предельно рационально и дисциплинированно, и при этом апеллирует к рефлексу, к психике, а не к сознанию человека, способному оценить виртуозность и мастерство построений. Произведение оп-арта уже не требует вдумчивого и последовательного рассматривания. Содержанием произведения становится его бесконечное изменение, трансформация, то мнимое движение, которое порождает иллюзия, та энергия, которой обладает видимый образ. Набухающие и пульсирующие живописные поверхности у Собрино, неопределенные, подобные калейдоскопу структуры и движущиеся прогрессии Ивараля, радужные спирали Стейна, противоречивые формы-лабиринты Вазарели, геометрические построения Морелле и Ле Парка созданы по точным математическим правилам, но рождают нестабильность. Эти своеобразные вечные двигатели одновременно статичны и динамичны, конкретны и абстрактны, ясны и двусмысленны.

Художники группы GRAV декларировали отказ от позиции гениального художника-одиночки, необходимость совместной работы и объединения индивидуальных поисков ради построения "единой теоретической и практической базы коллективного опыта". Однако различия между устремлениями участников объединения с каждым годом лишь усиливались. Но, хотя противоречия между провозглашенным стремлением к анонимности искусства и ангажированностью отдельных членов группы в художественном бизнесе привели к тому, что в 1968 году группа GRAV распалась, художники и далее продолжали развивать преимущественно те идеи, которые некогда их объединили.

Хорасио Гарсиа Росси, лидер объединения, родился в Буэнос-Айресе (1929). Во время обучения в Национальной Академии Художеств Буэнос-Айреса (1950-1957), он познакомился со своими будущими товарищами по группе GRAV. Его первые живописные работы представляют собой опыты с черно-белыми плоскими геометрическими формами. Активно работая в GRAV, художник ввел в свои произведения реальное движение и свет. Увлекшись проблемой изменчивости, он создал установки движущегося света "Ящики с нестабильным светом". В этих работах появился и цвет, ставший с тех пор важнейшим элементом его произведений. Гарсиа Росси проверяет его выразительные свойства, часто обыгрывая не только живописное звучание, но и его буквенное обозначение. Одновременно художник занимается созданием динамического алфавита, где для каждой буквы найден энергичный и яркий образ согласно ее форме и звучанию. Эти опыты привели к созданию цикла произведений - своеобразных "портретов" имен художников, близких людей, названий.

C конца 1970-х годов Гарсиа Росси изучает взаимодействие цвета и света, что привело к рождению серии работ, где главным героем стала новая живописная субстанция - "светоцвет". В своем позднем цикле "Хаос" (2006-2007) "светоцвет" то вспыхивает, то взрывается, то угасает на холсте. Он наделен тем мощным движением, эффекта которого художник некогда стремился добиться механически, прибегая к помощи лампочек и мотора. Напряженное, космических масштабов противоборство силовых линий света и крупных плоскостей рождает громадный заряд энергии, выплескивающийся на зрителя, будто оказывающегося свидетелем вселенской борьбы хаоса и порядка, зарождения материи и победы света.

Хорасио Гарсиа Росси. Цвет-свет-цвет. 1999 г.


Франсиско Сабрино. 1959-2005 гг.


Хорасио Гарсиа Росси.Электрический светоцвет. 2006 г.


Хорасио Гарсиа Росси.Светоцвет N 2. 2007 г.


Хорасио Гарсиа Росси. Светоцвет прозрачность кривых. 2007 г.


xx_cent, exhibition

Previous post Next post
Up