Я считаю, что трудолюбивые и аккуратные голландцы превзошли всех остальных художников в жанре живописи маслом, поэтому не удивительно что Лоуренс Альма-Тадема, один из моих любимых "масляных" мастеров, по происхождению голландец. Тем не менее, он не является прямым продолжателем славных традиций голландского (фламандского) ренессанса, подарившего нам Франца Хальса, Рембрандта, Вермиира и Питера Класа, хотя его техника также заслуживает высочайших оценок, безо всякой связи с именитыми предшественниками.
Лоуренс родился в 1836-ом году, в маленьком городке Дронрейп, что на севере Нидерландов. Слово Tadema в его имени является отчеством - суффикс "ma" в фризском языке указывает на принадлежность к отцовскому имени, точно также как "ич" в русском. Мальчику прочили адвокатское будущее, но в 15 лет он заболевает чахоткой, и его оставляют "в покое", в котором он и начинает увлекаться рисованием :) Уже в следующем году он поступает в Антверпенскую Royal Academy где получает, за время учебы, несколько престижных призов. В продолжении, Тадему берет к себе ассистентом в студию один из его преподователей - проф. Louis Jan de Taeye. Именно он и его курс исторического костюма в Академии и оказывают наибольшее влияние на ранние работы Лоуренса. В принципе, именно исторически точное и старательное отображение деталей в одежде, интерьере и утвари и создают художнику его первое имя. Но все еще впереди...
Siesta. 1868. fragment
1863 год, стал переломным для Лоуренса - в январе умирает его мать, а в сентябре он венчается в Антверпенской мэрии с Мари-Паулиной Грессин. Свадебное путешествие по Италии не могло не оставить следа в душе художника, и он углубляется в мир Древней Греции и Рима. Эти картины, с более классическими (популярными) сюжетами, имеют бОльший успех, нежели ранние работы посвященые преимущественно эпохе Меровингов. В 1864 Альма-Тадема встречается с Эрнестом Гамбартом, главным арт-дилером и импрессарио Лондона в середине 19-го века. Тот распознает необычайный талант, заказывает у него неск. картин. а также берет три на выставку в Лондон. Лоуренс тем временем переезжает с семьёй в Брюссель. В Бельгии его жена Паулина умирает в 32-х летнем возрасте и Лоуренс прекращает рисовать на 9 месяцев, пребывая в депрессии и занимаясь двумя маленькими дочерьми.
В 1870 году начинается Франко-прусская война, спровоцированная прусским канцлером Бисмарком и формально начатая Наполеоном III, и Альма-Тадема переезжает с остатками семьи в Лондон, где на светском рауте, встречает и влюбляется в 17-ти летнюю Лауру Терезу Эппс. Они сыграют свадьбу в следующем году, когда Лаура станет совершеннолетней, а пока их встречи обставлены как "уроки рисования". Лаура запечатлена на нескольких картинах Лоуренса (напр. The Women of Amphissa). Вообще переезд в продвинутый Лондон пошел на пользу не только личной жизни художника, но и артистической карьере - он счастливо женат и много работает, уже в 1871-ом году он близко знаком с большинством пре-рафаэлитов, и это знакомство оказывает осветляющее влияние на его палитру, обогащает его цветовую гамму и "облегчает" мазок.
В период между 80-ми и 90-ми годами Альма Тадема достигает наибольшей популярности и известности, удостаивается многочисленных званий, основывает студию в Риме, работает для театра, а в 1899 становится кавалером ордена "За заслуги" (Order of Merit, среди его членов так же значатся Н. Ротшильд и Н. Манделла, а главой является Британский монарх), который присуждается за особый вклад в развитие науки, искусства, литературы и культуры. Далее участвует в создании Британского павильона на Exposition Universelle в Париже (1900). В 1912 году, три года после смерти своей второй жены, он умирает в Вейсбадене, на водах. Воистину достойная буржуазная смерть :)) Погребен в соборе Павла в Лондоне.
P.S. Рассматривать его работы в вебе, это конешно не самое лучшее решение, т. к. это практически не передает всей красоты его полотен, но тем не менее
здесь есть небольшой индекс его работ.
Self portrait. 1896
Dedication to Bacchus. 1889. фрагмент
The Vintage Festival. 1870. фрагмент
Unconscious Rivals. 1893
The Finding of Moses. 1904
The Roses of Heliogabalus. 1888. фрагмент
The Kiss. 1891
Sculpture Gallery. 1874. фрагмент.
The Conversation of Paula by Saint Jerome. 1898. фрагмент
Silver Favourites. 1903