Образ Героя, впрчем слишком уж сильно выбивается из общей колеи «объективной реальности сегодняшнего дня». Слишком сильно он «неформат».
Сложившаяся система социально-экономических отношений, навязанных обществу особой его организацией, в которой главным является безостановочное потребление, отторгает истинного героя, стремясь, однако, приспособить героический типаж для своих нужд. Естественно, в рамках описанной системы не может идти и речи о накалённом человеколюбии, присущем истинному герою, - слишком ярок тогда получается этот образ, слишком сильной притягательностью и индивидуальностью он обладает. Герой в истинном смысле этого слова пробуждает у индивида, соприкасающегося с ним, такие отделы души, которые могут существовать только в состоянии работы (как в
стихотворении Заболоцкого: «не позволяй душе лениться,// чтоб воду в ступе не толочь // душа обязана трудиться // и день и ночь, и день и ночь»). Даже риск такого пробуждения неприемлем для описанной системы, которую теперь принято называть обществом потребления, т.к. она-то как раз не выносит работы души. Она нацелена на создание такого ощущения реальности, при котором человек будет пребывать в сладостной иллюзии повседневности преодолённых тягот, утолённых похотей, счастья, понимаемого как расслабление от напряжённости. «Не парься!» - такой лозунг может быть начертан над вратами создаваемого обществом потребления «рая», в котором вместо молочных рек в кисельных берегах, потоки света витрин текут в берегах вещей, предлагаемых к потреблению.
В этом «раю» нет места для работы души. Более того, в нём нет места и для яркой личности настоящего героя (как, собственно, и любой другой настоящей личности), этот «рай» представляет собой море манной каши от горизонта до горизонта, в котором всякое проявление реальных чувств, всякая мысль, всякий порыв нарушают блаженную негу и поэтому - отринуты. И уж тем более, тут отринут огонь.
Однако, с одной стороны, образ героя, как уже говорилось выше, слишком ярок, чтобы описанная система не попыталась употребить его в своих целях. А с другой стороны, он слишком притягателен для человечества, чтобы заставить просто отринуть его или стереть из памяти людей. Поэтому-то и идёт лукавая подмена понятий; идёт тонкая игра, главной целью которой является изъятие упомянутой накалённой гуманистической составляющей из образа героя. В ходе этой манипуляции, сам образ героя подвергается расщеплению, разложению на компоненты, которые становятся самостоятельными образами. Образы эти можно назвать суррогатами героя, как уже было сделано выше, а можно назвать псевдогероями. Псевдогерой - носитель отдельных качеств героя, при этом он начисто лишён отличительной особенности героя - истинного, пылающего страстью гуманизма. По видимости псевдогерой лишь тень героя, а по сути - убийца его. Кроме того, псевдогерой совершенно приспособлен к реалиям потребительской жизни, управляет потоками потребительских вожделений и используется для создания таких моделей поведения, которые принесли бы максимальную пользу сложившейся системе или, хотя бы, канализировали неприемлемые и неподавленные проявления индивидуальности в приемлемое и безопасное для status quo русло.
Примером псевдогероя может служить т.н. супергерой. Вот
здесь можно почитать хороший материал об истории возникновения этого культурного явления. Материал интересный, однако я бы хотел сказать пару слов ещё и о сути данного феномена мировой массовой культуры.
Одним из качеств истинного героя является его принципиальная реальность. Настоящий герой, пускай и из ряда вон выходящий человек, но человек, а не супермен (я сейчас говорю в широком смысле, не имя в виду конкретного персонажа).
Супергерой же принципиально нереален. Он либо мутант, либо инопланетянин, либо носитель уникальных технологий или боевых техник, недоступных в реальной жизни большинству людей. И именно благодаря этим своим особенностям он, во-первых, обретает право на героический статус (т.е. он потому и мыслится героем, что принципиально отличен от основной массы людей), а во-вторых, становится успешным в своей борьбе с противниками.
Получается, что супергерой возвращает героичность из реальности в миф, он делает статус героя принципиально недоступным для простого смертного. Только существо, наделённое сверхчеловеческими возможностями может пытаться менять реальность, а простым смертным это не под силу. Чем это принципиально отличается от взглядов примитивных племён древности?
Следствием этого являются установки на отключение героического поведения в повседневности: "Don't be a hero" - говорят американцы, целые поколения которых взращены на новом мифе, выраженном в виде ярких картинок комикса. Подразумевается абсолютная невозможность героичности простого человека, не имеющего какого-либо козыря в кармане - т.н. "суперспособности". А потому - "Не будь героем. Куда ты лезешь, ты что, Супермен?"
Помимо этого, супергерой ещё и отличный продавец. Вот
здесь можно посмотреть прибыль, которую принесли супергерои своим владелцам за 2014 год. Получается, что супергерой не только убивает в людях героя, переводя героичность в разряд атрибутов существа из иного мира, но ещё и делает на этом многомиллионные прибыли.