Тане Алексеевой
Две композиции с романовскими геральдическими грифонами при картушах с царскими инициалами на фасаде Мариинки вполне могли бы уцелеть при Советах в своем первоначальном виде: сохранились же они нетронутыми во внешнем декоре дворца Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Ну да, грифон с мечом и щитом - главная фигура герба императорской династии. Ну и что? Кто об этом знает? Просвещать население в области родовой геральдики коммунисты не собирались и никогда этого не делали, так что грифона царского от декоративного средний «хомо советикус» никогда не отличал. И вообще, всяких грифонов, драконов и прочих чуд в архитектуре бывшей имперской столицы - целые стада. И «паршивые овцы» (читай - грифоны) Романовых в этих стадах попросту теряются. Незачем «красным архитекторам» и руки марать.
Но им пришлось. Театральных грифов (а "гриф" и "грифон" в геральдике - два взаимозаменяемых названия для одного и того же монстра) - нет, не «репрессировали» за принадлежность к "семье врагов народа", а пристроили на "совслужбу": вензеля в картушах были заменены серпами-молотками. Тогда же была свинчена и императорская корона, которая венчала лиру на куполе...
Задним числом, как мы сейчас понимаем, во всем был «виноват» главный архитектор дирекции Императорских театров Виктор Шретер, в середине 1890-х реконструировавший здание театра. В ходе этой реконструкции, изменившей фасад строения (к слову, то была последняя серьезная переделка внешнего вида Мариинки), грифоны и украсили театр.
Между каждой парой грифов Шретер дал по тому самому щиту с медальоном, в котором буква «М» (инициал императрицы Марии Александровны, в честь которой театр был назван) оказалась оплетена «вензелевым именем» ее супруга - Александра Освободителя; ведь литера «А» намекала вовсе не на отчество императрицы, под ней ясно были видны римские литеры-цифры «II». Между прочим, мы не ошибемся, если причислим эти композиции на Мариинке к числу геральдических мемориалов - вроде мемориальных досок: и государыня, и ее супруг к моменту установки геральдических композиций уже давно почили в бозе. Грифоны с вензелевыми именами императорской четы увековечивали память тех, чьи имена неразрывно связаны с историей театра и его названием. Не забудем, что каменный театр открылся на четвертом году правления императора Александра Второго, и не чем-нибудь, а глинковской «Жизнью за царя».
Как знать, быть может, букву «М» советские начальники еще и стерпели бы, но никаких-таких «А II» на лице развлекательно-идеологического заведения верные наследники цареубийц потерпеть не могли. Вот фрагмент позднесоветского (1982 года) фото Мариинского театра: серпы с молотками отчетливо видны на щитах.
В общем, вооруженным мечами чудищам не повезло - они оказались на страже символики палачей династии, которой верно служили в качестве "геральдического имени" (герб - изобразительное имя своего владельца). Август 1991-го положил конец бессмыслице: советские символы-узурпаторы стали рушиться в тартарары повсюду, и прежде всего - там, где самозванствовали.
Вот дореволюционный снимок - грифоны уже есть; вот поздний постсоветский снимок - "совслужащие" чудовища демонтированы, и их еще нет. А вот и возвращение грифоньих композиций в первозданный вид.
Второе возвращение: ведь впервые композиции были воссозданы в 1995-ом; их даже в один прекрасный день установили, но вандалы ночью пробрались к месту работ и сбросили фигуры на землю. Те грифы, что присутствуют на фасаде театра сейчас, были поставлены в 2000-ом году. Тогда же вернулась на купол и коронованная лира.
К великому сожалению всех, кому дорога геральдическая достоверность новоделов, нынешние геральдические чудища Мариинки - не без изъянов (впрочем, легко устранимых): у фигуры слева не хватает маленького орлика, восседающего на щите, а у грифона слева и самого щита нет.
Здесь я намеренно делаю акцент не на достоверности исторической или "как таковой", а на геральдической, если угодно - геральдико-исторической достоверности. Рассуждая профессионально, гербоведчески, что грифон со щитом да без орла на нем, что грифон с мечом, но без щита - не совсем (совсем не) романовские. Да, разборчивых фото первоначальных грифов я не видел, но отчего-то уверен, что отсутствующие сейчас детали изначально были. Во всяком случае - должны были присутствовать. С другой стороны, реконструкторы божились: в имеющихся у них архивных материалах никаких сведений о присутствии орлика на щите нет. Что ж, возможно - моя уверенность неосновательна, и я напрасно предполагаю, будто архитектор Шретер соблюдал узаконения о геральдике правящей династии. Что же до щита у грифона слева, то, может быть, на нем попросту «сэкономили»? Дескать, правый бок дракона обращен не к зрителю и щита там все равно не было б видно... Не знаю.
Только углубившись в историю становления романовской символики можно понять причины сожаления об отсутствии орлика. Он лишь в сопоставлении с размерами грифонов - мелочь, но исторически и символически - никак не та «второстепенная деталь», которой можно жертвовать. Ведь не грифоны, а именно эти орлики и есть исконный, самый старый и самый главный символ рода Романовых. Если захотите узнать, как и почему гриф восторжествовал над орлом в родовой символике Романовых, прочтите об этом:
Р. Паласиос. Родовой символ Романовых.
P.S.: В некоторых описаниях Мариинского театра картуш с грифонами по сторонам нередко (и совершенно ошибочно) именуют "гербом императрицы Марии Александровны". Нет, герба здесь нет и в помине; прежде всего потому, что нет никакого собственно герба, т.е. щита с эмблемами. Поэтому инсталляции на фасаде театра грамотней называть декоративными композициями на основе герба Романовых. Полный же герб царицы Марии выглядит совсем иначе и в точности совпадает с гербом жены ее внука Николая Второго и тоже русской императрицы - Александры Федоровны.
Обе русские государыни - недальние родственницы, по рождению - гессенские принцессы. Вот почему гербы императриц Марии и Александры одинаковы: родовой (унаследованный обеими по рождению) герб Гессена, где в лазури шествует "исполосованный" серебром и червленью двухвостый коронованный лев с мечом, поставлен рядом с мужним - гербом Российской империи. Непосредственно венчает сопоставленные щиты дамская императорская корона. Главная же имперская водружена на купол геральдической сени.
Что же до грифонов, то они в геральдике российского правящего Дома назначены щитодержателями гербов самых младших членов династии, наиболее отдаленных по нисходящей от государя - его правнуков, праправнуков и т.д.
* * *
От автора:
Все цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудами (и фотокамерами)
tat-dt и
canoe-ride.