(В продолжение
вот этого поста).
Сходил, посмотрел. Ну, ничего так себе (не шедевр: перья на брюхе уложены неаккуратно, да и сами форма и объем тушки неудачны. Ну да что теперь...).
Все объяснения, почему на торговом доме Гвардейского экономического общества оказался такой орел - ниже.
Кстати, поскольку эта птица - керамическая, она, как мне объясняли изготовители, представляет собой не цельное изделие, а собирается из отдельных небольших фрагментов - такого размера, чтобы влезали в муфельную печь. Каждый из фрагментов крепится к фасаду - вплотную один к другому (как и чем - не знаю: технологических подробностей поведать не могу). При взгляде живым глазом, да еще издалека (снизу) стыков все равно не видно.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проектным рисункам воссоздания геральдического украшения
на здании торгового дома Гвардейского экономического общества
(ул. Большая Конюшенная ул., 21-23)
Геральдическое украшение в виде восседающего в венке двуглавого орла (керамика, бронзировка; мастерская П.К. Ваулина), в 1909 году помещенное на фасад торгового дома Гвардейского экономического общества (заменено литерами «ДЛТ» в середине 1930-х), композиционно следует типовым образцам, вошедшим в моду на грани XVIII-XIX веков. В это и более позднее время подобным декором был украшен целый ряд строений, возведенных для государственных учреждений и для заведений, носящих звание императорских, а также находящихся под патронажем главы государства или членов царствующей фамилии (таковы, напр., Мариинская больница на Литейном проспекте, Горный институт и Александринский театр; на фасаде Смольного института, согласно проекту Дж. Кваренги, орла тоже предполагалось поместить в венке, но в итоге без обрамления обошлись).
Двуглавая птица стилизовалась разнообразно: она держала крылья либо распростертыми (расправленными и поднятыми), либо вытянутыми в стороны, или даже вовсе опущенными (самые известные примеры последнего варианта - на фасаде зданий Правительствующего Сената и Святейшего Синода). Во всех случаях подразумевалось, что орел имеется ввиду российский государственный.
Здесь вообще следует заметить, что варианты орлов с вытянутыми в стороны крыльями, преобладавшие в эпоху императоров Александра и Николая Павловичей и серьезно отличавшиеся от гербового (крылья которого подняты, а лапы держат скипетр и державу), употреблялись вполне официально. Как замечает современный исследователь, «это явилось в стилистическом плане итогом влияния французского ампира, а в плане гербоведческом - отражением немецкой, прежде всего прусской практики использования официальных знаков власти (Hoheitzeichen), вольно варьирующих элементы герба» (М.Ю. Медведев. Раздел «Геральдика» в кн.: Специальные исторические дисциплины. Спб, 2003. Стр. 441). Вольность эта проявлялась в замене скипетра и державы в лапах орла венком и молниями, факелом или пучком стрел, а вместо трех корон над орлом могла помещаться одна.
В первом десятилетии XX века мода на архитектурный классицизм и соответствующий декор вернулась: двуглавые орлы, прототипами которых были образцы первой половины XIX века, украсили фасады новостроек, среди которых - Этнографический музей, Дом инженеров путей сообщения на Бородинской улице, здание Государственного казначейства на Фонтанке. При этом все неоклассические орлы лишь в общем воспроизводили тип государственной птицы столетней давности, но не копировали ни друг друга, ни какой-либо из ранних образцов - вот почему ни одну из существующих птиц нельзя слепо скопировать для воссоздания орла для фасада торгового дома на Большой Конюшенной; более того: к сожалению, почти все фасадные орлы первой половины XIX были уничтожены в подсоветское время, а новейшие их реконструкции чаще всего несовершенны и не могут служить образцами.
Орел на доме Гвардейского экономического общества стоит в ряду себе подобных особняком, поскольку лишен всех обычных атрибутов государственного гербового орла - императорских корон, скипетра, державы и нагрудного щитка с московским гербом. Похоже, так поступили намеренно: ведь с формальной точки зрения это общество было не государственным предприятием, но частной инициативой государственных служащих - и дизайн орла для фасада получил вполне российский, но неофициозный вид. Заметим, что двуглавые орлы, лишенные всяких атрибутов, не были исключением и в монументально-архитектурном декоре эпохи Александра и Николая Павловичей: именно таковы российские птицы, сидящие по углам на постаменте Александрийского столпа - одного из главных памятников империи, возведенного в честь государя Александра I.
Личный патронаж Гвардейскому экономическому обществу со стороны императора, вложившего при основании общества огромную сумму в его неприкосновенный капитал, и членов императорской фамилии, которые служили в гвардейских частях и были шефами полков Гвардейского корпуса (Великие князья стали и крупнейшими акционерами общества, а должность главнокомандующего войсками гвардии на момент строительства и открытия здания занимал Великий князь Николай Николаевич-младший), функция гвардии как вернейшей опоры трона - все это послужило достаточным основанием для украшения фасада торгового дома Гвардейского экономического общества декором отчетливо окологосударственного вида. Выбор для этих целей орла с вытянутыми в стороны крыльями объясняется еще и тем, что начиная с конца 1810-х гг. именно этот фасон государственной птицы около полувека господствовал на знаменах, штандартах и униформе гвардейских полков; с тех - и до сих - пор он прочно ассоциируется прежде всего с русскими войсками и их победами (прежде всего - над Наполеоном), а уж затем с эпохой правления сыновей Павла в целом. Характерно, что в современной научно-популярной литературе этот тип двуглавого орла все чаще именуют терминами «киверный» и «гвардейский» - при том, что со строго научно-исторической точки зрения взгляд на государственную птицу с «опущенными» крыльями как на специфически «армейскую версию» российского герба, неверен.
Журнальные фотографии фасада торгового дома, сделанные в 1910-ом и более поздних годах не позволяют ответить на вопрос о том, в каком венке восседает орел: в чисто лавровом или лаврово-дубовом. Вместе с тем, обращение к нескольким сохранившимся до наших дней аналогам времен Александра и Николая Павловичей позволяет сделать достаточно уверенное предположение, что венок на торговом доме общества был просто лавровым: мода на лаврово-дубовые обрамления восторжествовавала в России только во второй половине XIX века - после дополнения Большого герба империи ветвями обоих деревьев. Уцелевшие же венки (напр., на уже упомянутых зданиях Сената и Синода, Александринского театра, а также на здании Дома инженеров путей сообщения) - полностью из лавра. С учетом этого и венок на фасаде торгового дома разумно воссоздать именно лавровым.
Дмитрий ИВАНОВ,
секретарь Гильдии геральдических художников,
главный редактор интернет-ресурса «Геральдика сегодня»
Михаил ШЕЛКОВЕНКО,
член Геральдического совета при Президенте РФ,
заслуженный художник РФ