Тоже геральдическое и тоже петербургское

May 02, 2010 13:11

БАРОН ФЕЛЬКЕРЗАМ: ЭКСЛИБРИСЫ ДЛЯ ЦАРСТВУЮЩЕЙ СЕМЬИ
(некогда написано мною вместе с М. Медведевым)

В 1890-1900-х годах барон Арминий Евгеньевич фон Фелькерзам (Arminius von Voelkersahm [Voelkersamb], 1864-1918) создал около полусотни экслибрисов для членов русской императорской фамилии.



Два из них - для собственной Его Императорского Величества библиотеки в Зимнем дворце (см. выше) и для цесаревича Алексея Николаевича (см. ниже) - наиболее известны, но прочие - не менее интересны.




Среди последних - книжный знак для Ее Величества (см. ниже; гессенский лев - эмблема родового герба Александры Федоровны), а также пять однотипных (не геральдических, но составленных из инициалов) - для самой царицы и четырех ее дочерей: Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии Николаевен.





Две более ранних работы, также из инициалов, были сделаны Арминием Фелькерзамом для Николая Второго (ниже слева) и его брата Георгия Александровича (справа), который, к слову, недолгое время в правление Николая был цесаревичем.



Не иначе, как по недоразумению в искусствоведческой литературе Арминия фон Фелькерзама принято походя обозначать штампом «художник-любитель» - быть может, только потому, что известность у современников барон получил прежде всего как историк искусства и коллекционер (в том числе - как создатель огромной коллекции экслибрисов). Да и занимаемая им должность хранителя отдела драгоценностей Эрмитажа формально не требовала от Фелькерзама приложения талантов рисовальщика. Из чистой любви к искусству экслибриса и, что называется, по собственному почину Арминий Евгеньевич обнаружил и доказал не только свой безупречный геральдический вкус, но и удивительное мастерство сугубо геральдического графика, обладающего собственным авторским почерком.

В 1907 году небольшим тиражом из печати вышел двухтомный труд Фелькерзама под названием «Описи серебра Двора Его Императорского Величества». Автор снабдил книгу экслибрисом, который был выполнен типографским способом на отдельной странице и адресован главе царствующего Дома Гольштейн-Готторпов-Романовых: на грудь государственного орла лег шифр Николая Второго, а на крылья - родовой герб Романовых с грифоном и гербовый щит Ольденбургов (одной из младших ветвей которых и были Гольштейн-Готторпы). Глядя на этот шедевр, остается только сожалеть, что выдающийся талант Фелькерзама не был востребован «на всю катушку» в официальном герботворчестве той поры.




Не столько курьезна, сколько симптоматична ошибка, сделанная Фелькерзамом в рисунке герба Владимирского (он в верхнем левом углу): задние лапы льва, держащего крест, подменены... орлиными лапами. Человек, не увлеченный геральдикой искренне, не погрязший в ней "по уши", никогда бы не допустил настолько "профессиональной" "описки".

Сам Фелькерзам принадлежал к древнему прибалтийскому дворянскому роду. Cправа - герб Фелькерзамов из «Балтийского гербовника» Г.А. Клингспора, а ниже - два экслибриса, которые создал для братьев Гамилькара и Арминия Фелькерзамов замечательный немецкий геральдический художник Эмиль Дёплер-Младший (Emil Doepler der Juengere).

Как графика самого Дёплера, так и работы его великих компатриотов Отто Хуппа и Хуго Штрёля были хорошо знакомы Арминию Евгеньевичу и явно оказали влияние на становление его собственного стиля.


Previous post Next post
Up