Двуглавый орел на монументе Петра Великого у Михайловского замка - вовсе не единственный в Петербурге и окрестностях геральдический памятник союзу двух суверенных государств: Всероссийской империи и Державного Ордена св. Иоанна Иерусалимского. Статуи императору Павлу Петровичу в Гатчине и Павловске тоже украшены российскими орлами с коронованным мальтийским крестом на груди.
Но Петр-Коннетабль уникален не только тем, что памятник ему, кажется, первый «мальтийский» монумент Петербурга. Необычен собственно мальтийский декор государственной птицы на постаменте.
Присмотревшись к орлу повнимательней, нетрудно обнаружить, что мальтийского в нем - не только крест за московским щитком с Георгием Победоносцем, и не только орденская корона, венчающая крест. Все - абсолютно все! - кресты на орле по-мальтийски вырезаны ласточкиными хвостами (хотя и разной глубины): на российских императорских коронах, скипетре и державе.
Прямо скажем, никакой особенной нужды в «мальтизировании» всех деталей орла не было. Строго говоря - этого не следовало бы делать вовсе. Но серьезного преступления против государственного герба здесь не совершено. Унификация крестов через придание им всем характерного мальтийского фасона - скорее, художественная вольность, допущенная теми, кто работал над орлом. Действовал ли скульптор на свой страх и риск, желая угодить Преимущественнейшему императору - гроссмейстеру Ордена? Или Павел Петрович сам санкционировал тотальную «мальтизацию» орла на политически значимом для него монументе (который, как известно - прямая оппозиция екатерининскому «Медному всаднику» Фальконе)? Нет сомнений, что рыцарственный император как минимум не возражал против нестандартности орла - в противном случае последний вообще не появился бы на памятнике.
Последний пассаж имеет смысл только в одном случае - если сегодня перед нами на постаменте Коннетабля точно такой же орел, каким он был изначально. А ведь это, как говорится, вовсе не факт. По воспоминаниям тех, кто лучше меня помнит памятник в советскую пору, кресты на коронах, скипетре и державе были не то сбиты, не то покалечены (или даже - и то, и другое). А значит, вопрос в том, насколько достоверна та реставрация орла, что была предпринята в постсоветские годы. Ведь никак нельзя исключить того, что тотальная "мальтизация" орла - дело рук вовсе не скульптора павловских времен, а наших современников-реставраторов. Но крупных и качественных фотографий орла, сделанных в первой половине 20-го века у меня нет, и проверить ту или иную догадку - негде.
Жаль, что орденский крест утрачен и до сих пор не восстановлен там, где он непременно должен быть - на короне самого ордена (см. фото чуть выше: внизу в центре). Случись очередная реставрация орла - будем надеяться, вернуть крест не забудут.
P.S.: Для всех интересующихся темой:
»» Читать:
М. Медведев. Россия и Державный Орден: эмблематическое отражение межгосударственного союза»» Смотреть:
Во всей красе: Манифест о полном гербе Всероссийской империи (Павел Первый,1800) * * *
От автора:
Все цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудами (и фотокамерой) Александры Яновской.