Басков переулок, 8: герб князей Мещерских

Sep 21, 2006 05:30




Вместо эпиграфа:
Пьяница наблюдает за тем, как рабочие накрывают белым полотнищем предназначенный к открытию монумент.
- Мужики, а памятник-то кому будет?
- Чехову!
- Это который «Му-му» написал?
- Нееее… «Му-му» - это Тургенев. А тут - Чехову!
Пьяница, подозрительно прищурив глаз и почесывая небритую щеку:
- Че-т вы, мужики, хитрите! Дык, как же так? «Му-му» написал Тургенев, а памятник почему-то - Чехову!.. А?

Адрес и здание стали пользоваться известностью с тех пор, как Владимир Путин получил перевод с премьерского поста на должность и.о. Президента Российской Федерации. Биографические данные кремлевского «мачо из ниоткуда» были тут же взяты в коммерческий оборот, и по сю пору любой турпоход «по путинским местам» непременно бывает здесь, в Басковом переулке: в доме N 12 Путин родился, а в интересующем нас доме N 8 - учился и закончил свои первые восемь классов. Родная Путину школа N 193 давно съехала отсюда: теперь здесь находится Экономический профессиональный лицей...

К слову, гидовская легенда гласит, что тут же некогда училась и Надежда Крупская. «Пиплы хавают» неправду: бабушка советской пионерии посещала Литейную женскую гимназию в доме N 15 на соседней, параллельной Баскову переулку улице Бассейной, которая всенародно известна своим аборигеном - Человеком, Рассеянным настолько, что до Москвы, в отличие от Путина, ему не суждено было добраться. Но на фасадах домов улицы Бассейной, ныне Некрасова, нет ни одного гербового изображения, поэтому вынужденно вернемся туда, откуда начали - к дому N 8 в Басковом переулке.



Итак, будущая вдова Ленина здесь не училась - здесь училась будущая любовница Колчака Анна Сафонова-Тимирева: в досоветскую пору в доме N 8 тоже было девичье учебное заведение. Называлось оно - женская гимназия княгини А.А. Оболенской.

Справочники сообщают, что здание для гимназии было построено в 1899 году архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским (среди его работ - фешенебельный Елисеевский магазин на Невском проспекте, а также чудесный Буддийский храм на Приморском проспекте). К этому времени просвещенная княгиня Александра Алексеевна уже девять лет как почила в Бозе, но основанная ею в 1870 году гимназия продолжала зваться ее именем, хотя еще при жизни основательницы, в 1879-ом, это перворазрядное женское учебное заведение было преобразовано в гимназию Министерства народного просвещения. В 1902-03 гг. здание было расширено архитектором Г.Л. Кононовым.

На уровне четвертого этажа (а именно - между рядами окон третьего и четвертого этажей) по всей длине фасада укреплены девять одинаковых лепных гербов. Рассмотреть их в деталях обычному глазу не под силу. Фотоувеличение показывает, что перед нами - герб князей Мещерских, причем в версии, которая весьма отличается от официально признанной за этим древним родом. Сравнение лепнины с гербом Мещерских, который за век до ее появления был внесен в Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи (ОГ, II, 8) показывает, что только композиции в первой и третьей четвертях щита (слева при виде от зрителя) в точности совпадают с Высочайше утвержденной редакцией герба. В третьей четверти щита все фасадные гербы показывают не крепостную стену с башней, а одну только башню, но зато всюду на нее целится торчащий из угла здоровенный пушечный ствол. «Утраты» в четвертой четверти еще более существенны: мост, пересекающий текущую по диагонали (геральдически - в правую перевязь) реку, отсутствует напрочь - вместо этого на «фасадных» гербах привольно текут две левые геральдические перевязи, параллельные друг другу...



Нетривиальней же всего - венец «фасадных» гербов (в российской номенклатуре геральдических атрибутов такой короны нет вообще). Вместо того, чтобы выходить из-за горностаевого отворота стандартной княжеской шапки, усеянные жемчужинками дуги «фасадного» венца укреплены на короне с пятью листовидными зубцами. Весьма претенциозно, если помнить, что даже светлейшим князьям (которыми никто из Мещерских не был) никакие зубцы на ободе короны не были положены.

Рискну объяснить одно из несоответствий между «фасадной» версией и утвержденным гербом Мещерских, обратившись к родовой легенде, которая толкует символику герба. Предание это известно благодаря архивным материалам, которые известный российский геральдист С.Н. Тройницкий опубликовал в издававшемся им в 1913-14 гг. журнале «Гербоведъ» («О гербе рода князей Мещерских», «Гербоведъ», СПБ. 1913, Апрель). В 1798 году один из представителей рода, Василий Никитич Мещерский, обратился к верховной власти с ходатайством внести герб в Общий Гербовник (не зная, что герб туда уже внесен) и в сопроводительной записке пояснял:
«…В красном поле крепость с выставленным белым знаменем означает завоеванный, по кровопролитном бою, им князем Бахметом город Мещеру, в котором он основал свое владение».



Слева - самобытный герб Мещерских (1798), справа - герб князей Мещерских в Общем Гербовнике (II, 8).

На приложенном к прошению рисунке самобытного герба показан этот флаг, выставленный на крепостной башне в знак сдачи легендарному предку Мещерских - князю Бахмету Усейнову. Хотя потомок его, князь Василий, пишет о кровопролитном бое, белый флаг уточняет словесное изложение: на рисунке - финал именно осады, а не боя как такового. «Фасадный» герб поддерживает сюжет об осаде, но показывает чуть более ранний ее эпизод: флага капитуляции на башне еще нет, а есть нацеленное на Мещеру осаждающее орудие (та самая толстенная пушка). Т.е. на фасаде дома N 8 и на рисунке при прошении 1798 года - два последовательных кадра одного и того же «комикса» о завоевании Мещеры. И там, и тут даже башня помещена одинаково - ближе к краю гербового щита, в то время как гравюра ОГ приткнула ее к рассекающей герб по вертикали линии деления. В Высочайше утвержденной редакции герба нет ни флага, ни пушки - одна крепостная стена с башней; что ж, этот мирный рисунок ОГ с припиской «THE END/КОНЕЦЪ» вполне хорош как финальный кадр «комикса».

* * *

Итак, на фасаде дома N 8 в Басковом переулке - отлично сохранившиеся экземпляры поздней (XIX века) самобытной версии княжеского герба Мещерских, половина которого - с полумесяцами и всадником - смиренно вторит официальному Общему Гербовнику, а вторая всей своей верхней четвертью ностальгирует по боевому прошлому родоначальника династии, едва ли не демонстративно отказываясь воспроизводить умиротворенный рисунок ОГ.

Тот, кто санкционировал установку гербов Мещерских на здании в Басковом переулке, явно знал и утвержденную версию герба, и самобытные, основанные на семейной легенде.

Но - зачем же официальная и неофициальные версии были смешаны в одном щите на фасаде? Почему при этом был выброшен мост и «удвоена» река? Почему вместо обычной княжеской шапки на гербы надет «околовеликогерцогский» венец? Ответов на эти вопросы у меня нет. Пока нет.

И главное - нет ответа на тот вопрос, который наверняка уже измучил пытливого читателя: что вообще делает этот на этом фасаде? Если это здание гимназии Оболенской, то почему оно же - геральдический памятник Мещерским? Ведь чтобы украсить строение гербом - нужно владеть и тем, и другим одновременно. И когда вообще появились на фасаде дома номер 8 эти гербы?

Пока не знаю, но - «будем искать».

* * *

От автора:
Все цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудами (и фотокамерой) Александры Яновской.
Previous post Next post
Up