(no subject)

Sep 12, 2013 08:40

Оригинал взят у aksik в развитие интеллекта или - ?
что развиваем?
сейчас под "развитием интеллекта" часто по умолчанию понимают "развитие механической памяти". То есть, цель - чтобы ребенок как можно больше пассивно запомнил готовой информации (желательно, без обработки). Еще до того, как в мозгу будет задан вопрос - а все ли формы в природе одинаковые? Еще до того, как на основании осязательного и двигательного канала восприятия мозг проведет свое "исследование" и сделает свои выводы, ребенку выдают набор геометрических фигур, и минимум в полгода младенец обязан освоить сортер.
Если у вас цель - забить механическую память и вырастить человека немыслящего, запоминающего предлагаемую информацию без всяких вопросов и собственного мнения - это правильно, и такие люди очень удобны. Но вот если цель научить ребенка МЫСЛИТЬ, действительно развивать его интеллект - то есть, способность искать информацию, проводить исследования и делать выводы - тогда "методики раннего развития" проходят мимо. Принцип: дать готовую информацию до того, как появится вопрос предполагает пассивность мозга и, соответственно, приучает ребенка не думать. Принцип создать для ребенка среду, которая позволит ему максимально полно изучить окружающий мир с помощью своих органов чувств приучает ребенка исследовать и думать.
младенчество (0-1):
развитие интеллекта зависит от состояния эмоциональной сферы (именно поэтому брошенные дети в доме ребенка сильно отстают в развитии, хотя их развивают педагоги и воспитатели не менее старательно и по тем же пособиям, чем в обычных детсадах). в этот период мозг нуждается в усвоении информации "через маму" - то есть, "приучение ребенка к самостоятельности", чтобы он один в комнате играл в "развивающие коврики" бьет как раз по интеллекту.

раннее детство (1-3):
развитие интеллекта зависит от восприятия, от состояния сенсорной сферы. То есть - ребенок думает настолько, насколько развита его предметно-манипулятивная деятельность. Если ребенок вместо активного изучения ПРЕДМЕТОВ и собственных действий с ними принимает готовые вербализованные сведения - мозг пассивен. тем более, что вербальное восприятие в данный период вообще очень слабое.

дошкольное детство (3-6):
развитие интеллекта зависит от того, насколько ребенок свободен в творчестве и самом для него важном виде творчества - игре. мышление в этот период базируется на образах, и если ребенок умеет оперировать образами, это созидает интеллект. если ребенок оперирует готовыми фактами и знаковыми системами (только цифры-буквы...) - мозг хуже обрабатывает информацию, т.к. лишен своей главной опоры - образа.

так сильно эмоционально воспринимать мир, строить такие фантастические образы в игре и творчестве, так "пропускать" информацию через все каналы восприятия человек не сможет больше НИКОГДА, это счастье детского возраста. так не нужно транжирить это драгоценное время, убивая его на "модные" развивалки!

Previous post Next post
Up