1813-55. «Гении подобны грозам: они прорываются сквозь ветры, пугая людей, очищая воздух,» написал Сёрен Кьеркегор в 1849 году. Он сам считал себя гением и свой выдающийся интеллект "стоящим в меньшинстве".
Сёрен Кьеркегор всегда шел против ветра, против преобладающих мнений, движений и систем, и он так поступал, потому что он считал, что "носителем истины может быть только меньшинство". В качестве оппозиции к большинству, к абстрактному, Сёрен Кьеркегор поставил конкретное - "отдельную личность".
Сёрен Кьеркегор прожил всю свою жизнь в родном городе Копенгагене. Его детство протекало в доме на площади Нюторв под влиянием пиетизма и меланхолии отца.
Сёрен Кьеркегор изучал теологию в Копенгагенском университете 1830-40 - достаточно длительный период, однако, теология оказалась для него второстепенной и была заменена литературой, театром, политикой и философией и распутной жизнью, которую он вёл частично чтобы бросить вызов строгой и мрачной христианской жизни, которая характеризовала дом его детства.
Но после религиозного пробуждения в 1838 году - в год смерти отца, Сёрен Кьеркегор еще раз занялся изучением теологии и завершил своё теологическое образование в июле 1840 года.
Через два месяца Сёрен Кьеркегор обручился с Региной Олсен, которая была на девять лет моложе его. Но так как он «в религиозном смысле» с детства был обещан Богу, он не смог вступить в брак с Региной. После тринадцати месяцев любовной связи, он порвал с ней в октябре 1841 г.
Несчастная любовь оставила глубокий след на всю его оставшуюся жизнь, и пробудила в нём писателя. Под её влиянием он написал «Или-или» и «Поучительные речи», опубликованные в один тот же день в 1843-м году. Однако уже в 1838 году Сёрен Кьеркегор опубликовал свою первую книгу «Из записок еще живущего», критический анализ повести Ганса Христиана Андерсена «Всего лишь скрипач», и в 1841 г. он защитил свою докторскую диссертацию «О понятии иронии».
Философские, психологические, религиозные и христианские произведения Сёрена Кьеркегора, которые составляют более 40 наименований, можно разделить на две фазы, а именно: 1843-46 и 1847-51. Помимо »Или-или» и «Поучительные речи», первая фаза включает в себя, такие произведения как «Страх и трепет», «Понятие страха», «Философские крохи» и «Заключительное ненаучное послесловие», представляющее собой переходное произведение между двумя фазами.
Вторая, так называемая христианская фаза, включает такие произведения как «Дело любви», «Христианские речи», «Болезнь к смерти» и «Введение в христианство». Помимо этого существуют журналы, примерно 64 записных книжек и дневники, которые Сёрен Кьеркегор вёл с 1833 года до 1855 года, и которые дают представление о его рабочем процессе, о "творческой кухне" автора.
В своём творчестве, Сёрен Кьеркегор описывает различные возможности существования, особенно три стадии человеческого существования, которые он называет "сферы существования": эстетическая, этическая и религиозная, указывая на их недостаточность в отношении истинного Христианства. Человек только становится истинным человеком, соотнося себя с Богу, который его создал. И он только может стать истинным человеком исповедуя свою веру в Христа и получив отпущения его грехов Богом.
Но "в дополнение к исповедованию своей веры в Христа, существует также требование христианского деяния". Поэтому истина всегда истина в деянии, как и вера всегда вера в деле.
Сёрен Кьеркегор считал себя религиозным автором с задачей "введения в Христианство". Он хотел "очистить воздух", соскрести все иллюзии и всё лицемерие и найти путь назад к "христианству Нового Завета." На этом фоне, он начал в последние годы своей жизни критику церковных властей и того христианства, которое они официально проповедовали.
Сёрен Кьеркегор начал свою "борьбу с церковью" в конце 1854 года с серии газетных статей и продолжает ее с большой проницательностью, радикальными взглядами и журналистским чутьем в брошюрах, которые он назвал Момент 1-9.
В октябре 1855 года у него случился приступ на улице. Больной и истощенный, он был доставлен в больницу, где скончался через пять недель. Благодаря переводу на немецкий язык на рубеже веков, слава Сёрена Кьеркегора утвердилась за пределами Дании и его работы приобрели большое значение во всем мире после Первой мировой войны, когда Сёрен Кьеркегор стал источником вдохновения для последователей диалектической теологии, экзистенциальной философии, философии диалога и экзистенциальной теологии.
Казалось, что с 1960-х годов до середины 1980-х годов о нём забыли, но с тех пор интерес к его трудам возродился с новой силой - не только среди учёных, но и в кругах более широкой общественности и на национальном и на международном уровне - в том числе в странах, где ранее доминировали марксистские мысли и взгляды на жизнь.
Кроме того, его обнаружили представители таких новых дисциплин, как лингвистическая философия, феноменология и теория литературы.Возобновление интереса к Кьеркегору отчасти связано со стремлением к целостному пониманию жизни как на научно-философском уровне, так и на этическом и экзистенциальном уровне. А также интерес к Кьеркегору связан с возобновлением поиска ответов на фундаментальные вопросы о смысле понятия личности, основах этики и отношения между религией / Христианством и обществом.
"Есть два типа гениев, один разряжается громовым рычанием, но молнии скудны и ударяют редко. Другой вид характеризуется рефлексией которой он сдерживает себя и сдерживает свой рык. Но его молнии ещё более интенсивны и с молниеносной скоростью и уверенностью фатально разят тщательно выбранные цели". Сёрен Кьеркегор принадлежал к последнему типу гения.
Нильс Йорген Каппелёрн, Энциклопедия Гильдендаль