Немногим из городов с более чем полувековой историей на территории современных России, Украины удалось к сегодняшнему дню разрастись, стать центрами государств, федеральных округов или областей. Факторами развития городов были сначала начало крупной судоходной реки в городе (как примеры - города на Волге, Оке, Каме, Днепре, затем наличие в городе производств (как примеры - города Урала Тула, Ижевск). В последней четверти 19-го века - начале 20-го века к указанным фактором развития добавилось наличие или отсутствие железной дороги.
Практически не один из городов с богатым историческим прошлым, в котором не было развития производства или, через который не прошла железнодорожная линия , к сегодняшнему дню не стал крупным населенным пунктом.
Совсем близко к Москве, всего в 90-ти километрах расположен город с богатой историей, но совершенно мало кому известный сейчас - город Боровск.
Когда-то Боровск был, чуть ли не центром отдельного Серпуховско-Боровского княжества, с городом связано много событий времен смутного времени. В 17-ом веке Боровск стал центром ссылки «лидеров раскольнического движения». Отечественная война 1812 года и вторая мировая война принесли Боровску много разрушений и город упоминается в контексте этих войн, но исторической роли он уже ни в 19-ом , ни в 20-х веках не играл. Известность городу за эти два века, пожалуй, в основном за счет того, что в нем двенадцать лет (с 1880 по 1892 гг.) проработал учителем К.Э. Циолковский, (Циолковский не был уроженцем ни Боровска, он получил распределение в данный город от Министерства просвещения) совмещая работу с научными изысканиями и экспериментами.
Подробнее история Боровска описана
вот здесь.
Упадок города был предрешен в последнем десятилетии 19-го века, когда новая трасса железной дороги Москва-Киев (железнодорожное сообщение Москвы-Киева было и ранее, но через Курск) прошла не, через Боровск, а через деревню
Балабаново, расположенную в 20-ти километрах к востоку от Боровска. Несмотря на то, что во второй половине двадцатого века северо-восток Калужской области (Боровский и Малоярославецкий районы) после Калуги стал самым населенным районом области, в котором проживает около 200 тыс. жителей. Боровск, не стоящий на водных путях и не имеющий крупных производств, полностью потерял шанс расти и развиваться после того, как железная дорога была проложена мимо города. Во время активной фазы ядерного проекта СССР (40-е - 50 -е годы ) недалеко от Боровска возник первый в стране наукоград Обнинск. Если бы железнодорожная линия проходила через Боровск, возможно, наукоград возник бы в Боровске, а не около разъезда Обнинское. Параллельно упадку Боровска деревня Балабаново выросла в город, известный на весь СССР (благодаря надписи о месте производства на спичечных коробках) превысивший Боровск по населению в 2,5 раза, так как строящиеся предприятия нуждались в подъездных путях, которые в Балабаново были и отсутствовали в Боровске.
Сейчас, Боровск единственный город и районный центр, находящийся от Москвы в пределах 100 километров (впрочем, с 1 июля 2012 года после присоединения к Москве новых территорий это расстояние сократится до тридцати километров), где нет ощущения близости мегаполиса. Находясь в соседних городах - Наро-Фоминске, Обнинске и, даже, Балабаново есть ощущение, что Москва рядом, что все пути вокруг ведут только в Москву. А при приезде в Боровск возникает ощущение, что, попадаешь, куда-то к «черта на рога» на самый край какой-нибудь области с трехсоттысячным областным центром, удаленным от Москвы километров на 500-700.
Боровск город одновременно красивый и отталкивающий. Приезжая в него, хочется неспешно пройтись по городским холмам, осмотреть целые и полуразрушенные церкви и дома. Но, несмотря на красивую холмистую местность, расположенную по берегам реки Протвы и видимые старания городской администрации и местных жителей по благоустройству городской территории, Боровск одновременно с ощущением провинциальной красоты вызывает отторжение. Упадок города, как бы, ощущается в воздухе.
Во многом это ощущение связано с тем, что на смену покинувшему населению город пополнился большим количеством мигрантов, скорее всего из Таджикистана и Киргизии. Абсолютно ничего не имею против мигрантов, но в Боровске столкнулся с каким- то странным их видом и поведением.
Во-первых, поразила концентрация мигрантов - в центре города, мне показалось, что их явно больше, чем местного населения.
Во-вторых, несколько «обескуражило» их поведение. В основном по одному или по два-три человека очень плохо одетые , с пустым взглядом в глазах мигранты бесцельно перемещаются по центральной площади и ее окрестностям.
Как их занесло в Боровск и что они там делают не понятно. Толком работающих предприятий в Боровске нет (хотя
Википедия упоминает о семи рабочих предприятиях, в том числе заводе компании Sony), дворники там не очень нужнs - в общем не понятна цель приезда большого количества мигрантов именно в Боровск.
Впрочем, местное население выглядит и ведет себя немного лучше. Не у всех, но зачастую тот же пустой взгляд и бесцельные перемещения.
В Боровске мне удалось побывать дважды - один раз летом ,второй раз в начале апреля. Впечатления о городе остались одинаковые - разные сезоны на впечатления не повлияли.
Если ехать в Боровск не на машине, то путь в город лежит через Киевский вокзал и станцию Балабаново.
«Ворота Боровска» - станция Балабаново
Вид на город Балабаново с моста над железнодорожными путями
От станции Балабаново в Боровск ходят маршрутки по наполнению, довольно часто. Потоки там относительно большие, так как помимо городов Балабаново и Боровска между ними находится несколько воинских частей и военных объектов и один из городов Обнинской агломерации -
Ермолино.
Стоимость проезда между ст. Балабаново и Обнинском - двадцать рублей. На этом же маршруте и в Боровске и в Балабаново на конечных маршруток имеется много стоящих такси. Водители в основном мигранты. Стоимость проезда по сравнению с маршруткой не рациональная -250 рублей (можно сторговаться до 200).
Конечная маршрутки из Балабаново в Борвске на центральной площади города - площади Ленина (там же и автостанция).
Функционал центральной площади в Боровске сохранился с дореволюционных времен - в основном сейчас это торговая площадь. В центре в торговых рядах и по периметру пр расположены разные продуктовые , хозяйственные, одежно-обувные магазины, салоны сотовой связи, парикмахерские, отделения банков.
С северной стороны площади Ленина у точки высадки с маршрутки висит карта Боровска и идет тропинка к краеведческому музею.
Карта Боровска
Краеведческий музей
Слева от карта Боровска расположен памятный комплекс, призывающий жителей Боровска не забывать о погибших в Великую Отечественную войну - стена с цветами и выбитыми на ней памятными словами, стела и вечный огонь.
Памятный комплекс, памяти ВОВ
Современные жители города ( не все конечно, но многие) используют памятник не по основному функционалу - помнить о героизме и погибших . Стена памятника является, как бы, естественной ширмой, между площадью и оврагом (краеведческий музей не в счет, туда никто с площади не идет). За стеной практически никого не бывает в отличии от площади, поэтому место активно используется как бесплатный туалет. Пока, сойдя с маршрутки , смотрел на план Боровска , сходить за стену для процесса дегидратации успело четыре жителя Боровска.
Общественные туалеты в Боровске на центральной площади имеются в количестве двух штук. К одному даже имеется указатель, другой в кафе. В отличии от места за стеной памятник тот общественный туалет, к которому есть указатель пустует. Думаю, причина в том, что он платный - 10 рублей за сеанс посещения. Возможно, властям города, стоило бы подумать об обустройстве бесплатного туалета на центральной площади. Для приезжих в город все таки диковато выглядит вереница людей, справляющих естественные потребности на памятник.
Площадь Ленина
В центре площади, как и положено райцентру, памятник Ильичу
Памятник Ленину
В центре площади для красоты установлена беседка.
Беседка в центре площади Ленина
От площади в разные стороны расходится около 6 улиц
Улицы Боровска, расходящиеся от центральной площади
Власти города в качестве деятельности по благоустройству города делают активную ставку на патриотизм и историческое прошлое города. На многих автобусных остановках, стендах и домах размещена патриотическо-историческо-краеведческая информация.
Одна из автобусных остановок
На центральной площади Боровска встречаются афишные тумбы для афиш и объявлений, которых в крупных городах уже не встретить.
Афишная тумба
В Боровске наберется десятка полтора церквей. Многие различны по цвету и архитектурному стилю. За городом имеется имющий историческую и архитектурную ценность Пануфтиево-Боровский монастырь, основанный в конце 15-го века. С любой точки города просматривается несколько церквей. Большинство церквей находится в полуразрушенном и нуждающемся в реставрации состоянии. Большинство церквей в Советское время использовалось не по профильному назначению. В одной из церквей до сих пор расположен автобусный парк Боровской автоколонны. Церкви удалены друг от друга, обходить их имеет смысл только любителям данного вида архитектуры.
Несколько церквей
К северу-востоку от центральной площади расположен холм с органами власти города и района - суд, городская дума, районная администрация, доски почета с передовиками .
Между центральной площадью и зданиями администрации в небольшом овраге расположен памятник местному учителю - К.Э Циолковскому. Памятник довольно интересный , цель его не передать портретное сходство или поставить бюст на месте учительских подвигов Циолковского , а показать ученого , мечтающего о полетах в космос.
Памятник Циолковскому
"Административный квартал"
Обнинск - город на холмах над рекой Протва. Многие улицы города извилисты и имеют большой уклон.
Улицы на холмах
Городской двор в центре
Река Протва протекает город по извилистому пути, между холмов. В городе есть один пешеходный мост через Протву и один автомобильный.
Автомобильный мост через Протву
В основном застройка Боровск одно-двух-трехэтажная , состоящая из дореволюционных домов или домов, построенных в 30-х годах 20-го века.
С моста над Протвой просматривается микрорайон, расположенный к югу от центра, состоящий из типовых многоквартирных домов 60-х - начала 70-х годов.
«Новый» микрорайон
Многие дома в Боровск заброшены и полуразрушены.
Заброшенный дом
Встречаются и хорошо выглядящие со следами свежего ремонта дома, но и их меньшинство. Большинство застройки где-то посредине между разрухой и ухоженностью.
«Ухоженный» дом
Городов подобных Боровску на территории европейской части РФ, востока Белоруссии и Северо-Востока Украины довольно много. Оставался бы Боровск совсем малопримечательным городом, если бы в 2002-2003 годах местный художник Владимир Овчинников не придал бы городу неповторимый вид, разрисовав дома картинами из жизни города, России и просто различной тематики. Подробнее об этом проекте
можно прочитать здесь.
Картин на домах в Боровске много, они органично вписаны в рельеф и радуют глаз. Посредством такой росписи город преображен. Пожалуй посещения Боровск достоин именно ради того, чтобы посмотреть на данный проект.
Дома-картины
Из точек питания в Боровске имеется кафе «Дружба», расположенной в северо-восточном углу площади Ленина. На вид подъезд в котором находится кафе несколько страшноват и наводит мысли о том, что внутри расположилось что-то вроде рюмочной - антисанитарного заведения с водкой в разлив и запахом некачественных беляшей. Но, вопреки ожиданиям, кафе оказалось довольно приличное и чистое. Еду там продегустировать не удалось, но вот заварной кофе и бутерброды были вкусные и качественные.
Стоит ли Боровск отдельного посещения? Пожалуй, стоит. Две главные причины по которым Боровск стоит посетить: 1) Оригинальный проект росписи домов; 2) Боровск - самый ближайший к Москве город, посетив который можно понять как живет большинство малых райцентров РФ, не входящие в миллионные агломерации.
Но, посещать Боровск, стоит все же не отдельно а в комплексе вместе с Малоярославцем и Обнинском. Города расположены рядом. И в Малоярославце и в Обнинске есть что посмотреть (в Малоярославце комплекс музеев, посвященный Отечественной войне 1812 года, в Обнинске можно увидеть, что представляет собой первый советский Наукоград).Целый выделенный день на посещение только Боровска - слишком много.