Поездка в Румынию (август 2010 года)
Часть 1 - Общие впечатления
Часть 2 - Румынские железные дороги (СFR)
Часть 3 - Брашов
Часть 4 - Синая
Часть 5 - Бран
Часть 6 - Рышнов
Часть 7 - Сигишоара
Часть 8 - Сибиу
Часть 9 - Пояна-Брашов
Часть 10 - Бухарест
Часть 11 - Мамая
Часть 12 - Констанца
Часть 13 - Эфорие Суд & Эфорие Норд
Румыния долгое время была для меня страной, посетить которую не было ни малейшего желания.
Впервые с упоминаниями о Румынии я столкнулся в детстве, в конце 80-х годов, отдыхая с родителями несколько лет подряд у родственников Молдавии. Это были года заката СССР, сопровождавшегося дефицитов товаров потребления и продуктов питания. В разговорах взрослых, при нахождении в Молдавии часто слышался мотив, что несмотря на то, что условия жизни становятся хуже , жить в Молдавии все равно намного лучше, чем в соседней Румынии, где уже несколько лет, как идет голод. Обсуждался Чаушеску, который перевел большинство население за грань нищеты и делались выводы, что в СССР жизнь, в общем-то , по сравнению с соседями неплохая. В этих разговорах я тогда не очень разбирался, отложились в памяти только несколько понятий - «Чаушеску» и «В Румынии нищета и голод».
Также из детства запомнилось то, что в советские годы довольно хорошей и качественной считалась румынская мебель. Из разговоров родителей запомнилось, что в мебельных магазинах за румынской мебелью всегда образуются предварительные очереди.
Также есть какие-то обрывочные воспоминания о показах в программе «Время революции 1989-года в Румынии в виде портретов Чаушеску с Женой и сообщениях об их расстреле.
После конца 8о-х в следующий раз услышал, а точнее увидел Румынию в 2003-м году, во время одной из поездок по Украинским Карпатам. Частью поездки был переезд на местном рейсовом автобусе (в роли автобуса выступала «Газель») из Ужгорода в Рахов. Довольно большая часть дороги проходила среди гор по границе Украины и Румынии. С дороги были видны украинско-румынские пограничные посты и румынская территория. Впервые посетить Румынию, скорее всего, мысль, неосознанно возникла тогда - в украинских Карпатах понравилось, почему бы не посетить Карпаты и за границей Украины.
После поездки по Закарпатской области лет 5 про Румынию не вспоминал. Пару лет назад, в 2008-м году, на сайте издательского дома «Вокруг света» попалась статья про Трансильванию «Трансильвания без вампиров» -
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/681/. Эта статья и стала для меня отправной точкой желания посетить Румынию. Конечно, не сама статья. Просто после прочтения статьи местность заинтересовала и статья сподвигла на поиск и ознакомление информации о Румынии. После ознакомлении информации о Румынии почти собрался посетить страну, но как-то не сложилось. Да и несколько знакомых, побывавших в Румынии, очень скептически отзывались о стране (впоследствии оказалось, что они посещали только Бухарест).
В начале весны текущего года (2010) снова наткнулся в интернете на какую-ту статью о Трансильвании, вспомнил изученную информацию и решил летом Румынию все-таки посетить. Места для летнего отдыха я обычно выбираю с такими критериями - в месте летнего отпуска должны быть по условию «и» горы, море и города , которые интересно посмотреть. Румыния этому критерия полностью удовлетворяла. Ознакомившись с географией Румынии поездку решил условно разбить на две части - осмотр городов и гор Трансильвании в первой части, отдых на «родном» Черном море. С местом дислокации для поездок по Трансильвании определиться получилось довольно просто - это должно было быть такое место из которого просто и близко добраться на транспорте до окружающих интересных городов и мест + в самом месте проживания должно быть, что посмотреть и где интересно побродить вечерами после возвращения из однодневных поездок. Таким местом оказался город
Брашов.
Чуть сложнее было определиться с местом дислокации на Черном море. «Курортная» зона Румынии представляет собой полосу поселков на Черном море от северного пригорода Мамая города-порта Констанца до границы с Болгарией. Находясь в Москве и читая в интернете отзывы о различных поселках, сложно было выбрать из десятка конкретный поселок и понять отличия между ними. Понятно было только, что наиболее «элитными» считаются курорт Мамая и Нептун-Олимп. Все остальные поселки у компьютера в Москве мало чем отличались. В конечном счете, на выбор повлияло наличие наиболее дешевой трехзвездочной гостиницы на
http://booking.com. Наиболее дешевая трехзвездочная гостиница, была доступна для бронирования в поселке Эфорие-Суд (Эфорие-Юг). На том и остановился. Местом дислокации на Черноморском побережье Румынии был выбран данный поселок.
Маршрут поездки был сформирован такой:
Москва-Плоешти-Брашов-Синая-Брашов-Бран-Рышнов-Брашов-Сигишоара-Брашов-Сибиу-Брашов-Пояна Брашов - Бухарест - Эфорие-Суд - Мамая- Констанца - Эфорие Суд - Бухарест - Москва.
Из-за ограниченности по времени (в наличии было две недели) маршрут по Трансильвании получился относительно банальным - он посещаем многими туристами. Некоторое время я склонялся отменить посещение Черного моря и вместо этого добавить посещение замка в Худониаре, городов Альба-Юлия, Быстрица, Клуж-Напока, Тимошоара, проехать по высокогорной Трансфэгэрашанской дороге, посетить место итогового «выяснения отношений » и по совместительству столицы государства даков Сармизегетуза. Но в итоге, все же отдал дань лету и выбрал Черноморское побережье, посетив интересные места Румынии не в полном объеме.
Среднестатистическому жителю СНГ (кроме Молдавии и некоторых регионов Украины, непосредственно граничащими с Румынией ) при упоминании «Румыния» приходят следующие ассоциации - вампиры, Дракула, Чаушеску, цыгане, задворки Европы. Более продвинутые вспомнят еще румынского диктатора Антонеску, фильм «Безымянная звезда», и то то, что Влад Цепеш (Дракула) не вампир а исторический деятель. На этом, как правило, ассоциации с Румынией исчерпываются. Все это, как и в случае со многими странами, набор штампов, искажающих действительность. На деле Трансильвания - не зловещая территория вампиров , а живописные территории , окруженные «подковой» Карпат. Чаушеску - хоть и не благодетель нации, а действительно жесткий диктатор с неразумной экономической политикой, но румынская революция 1989 года это далеко не стихийное вскипиния разума возмущенного, а средство смещения Чаушеску партийными деятелями, которым он мешал прийти к власти. Цыгане действительно есть. Но не кочующие по стране таборы в диком количестве, а либо оседлые цыганские деревни, либо цыгане, бродяжничающие и просящие милостыныню в количестве, не более, чем процентное отношение бомжей в РФ. Что касается Влада Цепеша, то в Румынии он представлен в двух проявлениях - для Румын он является национальным героем, занимающимся централизацией страны, «борцом с коррупцией» среди знати и преступностью, «спасителем Родины» от иностранных (в данном случае турецких) завоевателей. Во многих городах Румынии Владу Цепешу установлены памятники. Второе проявление Влада Цепеша в Румынии предназначено для туристов - сувенирная продукция с вампирской тематикой (кружки, магниты, футболки и т.п.). Покупаются исключительно иностранцами. То есть , если в Румынии видишь человека в футболке с надписью или изображением «Влад Цепеш» или «Дракула» - однозначно иностранец.
На должность главного вампира всех стран и народов Влад Цепеш был назначен на рубеже 19-го и 20-го веков ирландским писателем Брэмом Стэкером. Прочитать произведение «Дракула» перед поездкой в Румынию я себя заставил. Вещь довольно скучная, но на время написания это была инновационная тематика , с данного произведения жанр о вампирах и начался в литературе .
На деле
Влад Цепеш хоть и занимался колосажанием в больших количествах , вел себя вполне адекватно согласно своему времени. На кол он сажал бояр-коррупционеров, турков и преступников. По историческим данным кривая преступности в зоне контроля Влада Цепеша (Валахия и часть Трансильвании) усиленно снижалась, экспансия турков в Европу замедлилась. В Европе 15-го века еще не так изуверствовали - костры инквизиции, испанские сапоги - и т.п. Время было такое. Влада Цепеша вполне можно сравнить с нашим Иваном Грозным. Мотивация действий, да и сами действия, что у Ивана Грозного, что у Влада Цепеша были примерно одинаковые. (Кстати, странно, что в РФ не раскрутили бренда «Иван Грозный» для сувенирной продукции - футболки с картинками «Иван Грозный с Малютой Скуратовым» или кружки с изображением «Иван Грозный убивает своего сына Ивана» хорошо бы расходились на Арбате или Невском, не говоря уж о магнитах с изображениями различных аспектах деятельности Ивана Грозного).
Поездка в Румынию не требует использования услуг туристических фирм при наличии банковской карты, интернета, минимального знания английского языка. Отели можно забронировать на
https://booking.com (интерфейс там сейчас уже русифицированный). Билеты на самолет можно купить через интернет, на поезд в международном сообщении пока, к сожалению, только при личной явке в международную кассу. Предоплата отелей для получения визы не требуется, отели оплачиваются на месте. В качестве оплаты в отелях принимают банковские карты, румынские леи, евро. Доллары не принимаются. Получение визы в посольстве довольно простое при предоставлении
перечня документов, указанных на сайте посольства. Оформление визы через турфирму, а не через посольство бессмысленно по финансовым расходам. Обзвон турфирм дал следующие результаты - за оформление визы в Румынию турфирмы в Москве хотят от 6-и до 7-ми тысяч рублей. В посольстве оформление визы стоит 35 евро. Пакет документов тот же самый. Разница только в том, что в турфирму можно приехать в любое время, в посольство только в определенное и немного постоять в очереди (если приехать в посольство за полчаса до начала приема документов, то стоять в очереди придется не более 30 минут с начала приема документов).
В качестве пути в Румынию я выбрал дорогу на поезде. По стоимости проезда это не много дешевле, чем путь самолетом с пересадкой в Киеве (билет на поезд купе Москва-Бухарест-Москва - 6800 руб, билеты Москва-Бухарест-Москва самолетами компании «Аэросвит» с пересадкой в Киеве от 9000 руб, билет прямым рейсом компании «Аэрофлот» Москва-Бухарест-Москва от 15000 рублей). Расстояние не очень большое, но ехать долго из-за долгих стоянок на ПТК, и стоянки на смене колес. Время в пути от Москвы до Плоешти заняло около 40 часов. Поезд был выбран мной не из-за цены, а так как мне не очень комфортно летать и там где возможно, предпочитаю использовать наземные транспортные средства, ну и плюс с поезда есть возможность лучше посмотреть страну.
Обычно поезд (зимой только вагоны беспересадочного сообщении) Москва-София следует маршрутом Москва-Киев-Виницы-Черновцы-Сучава-Плоешти- Бухарест-Джоржу-Русе-София (вагоны Варна, Бургас). Этот маршрут длинный, проложен он так , чтобы избежать лишних ПТК при пересечении Молдавии. Летом 2010 г из-за июньских наводнений в Буковине между Черновцами и Сучавой маршрут был изменен и поезд следовал от Киева в Бухарест через Виницу-Жмеринку-Могилев-Подольский-Волчанец-Бельцы-Унгены-Яссы-Бэкэу -Плоешти с пересечением Молдавии.
По Румынии поезд большей части проходит по территории румынской части Молдавии (часть исторического региона Модавия, находящаяся на территории Румынии). Пейзажи не очень интересные и однообразные - поля кукурузы и подсолнечника, склоны восточных Карпат вдалеке с правой стороны по ходу поезда от Москвы. Такие пейзажи наблюдаются часов 5 от города Яссы до Плоешти . Интересен только проезд через город Яссы. Железная дорога проходит близко к центру города и центр хорошо просматривается - он довольно красивый. Смысла предпочтению поезду самолету при дороге в Румынию из Москвы для тех, кому летать комфортно, нет - по цене практически одно и то же (разница чуть более 2000 рублей в пользу поезда, по времени самолет существенно быстрее).
Если дорога из Москвы лежит в Трансильванию, то сойти с поезда имеет смысл не в Бухаресте, а не доезжая до него 60 км в городе Плоешти. Поезд из Москвы приходит на станцию Плоешти-Суд (Плоешти-южн). Поезда из Бухареста в Трансильванию и Банат (западная часть Румынии на границе с Венгрией и Сербией) проходят через станцию Плоешти-вест (Плоешти-зап.). Переехать с одного вокзала на другой можно на автобусе №2 (остановка справа от вокзала Плоешти-Суд через привокзальную площадь). Маршрут автобуса «Гара Плоешти-Суд - Гара Плоешти-Вест». Попутно в торговом центре «Big» (слева от вокзала Плоешти-Суд через привокзальную площадь) можно поменять евро и доллары на Румынские леи.
О валюте. В Москве купить румынские леи практически нереально, да и нет особого смысла их искать. Обменных пунктов в городах Румынии много - евро и доллары меняют везде. Российские рубли и Украинские гривны не меняют практически нигде, в поездке по Румынии они будут бесполезны. Так что при поездке в Румынии рационально либо менять деньги на евро, либо снимать в Румынии леи с банкоматов. Банкоматов везде много. Во многих путеводителях пишут, что обменные пункты работают в Румынии до 15-00. Это не так. Обменные пункты в торговых центрах и исторических центрах городов работают до 18-00 - 20-00, в банках до 17-00 - 18-00. Проблема с обменом валют может возникнуть во второй половине дня субботы и в воскресенье - все банки закрыты, а найти работающий обменный пункт также проблематично, большинство закрыты. Курс нового румынского лея (RON) удобен для пересчета из рублей РФ. 1 RON примерно равен 10 RUB. Несколько лет назад в Румынии была деноминация, и многие румыны продолжают считать цены в неденоминированных леях. Более мелкая денежная единица - бани. 1 лей равен 100 баней.
О транспорте. Междугородний транспорт в Румынии представлен поездами, автобусами и самолетами. Передвигаться по Румынии рационально первыми двумя видами транспорта. Железнодорожная сеть развита хорошо, проезд стоит не дорого. Более подробно о железнодорожном транспорте с фотографиями будет рассказано в части 2. Автобусный междугородний транспорт развит хуже железнодорожного, автобусов меньше, чем поездов, прекращают ходить они довольно рано, стоимость проезда дороже, чем проезд по железной дороге. Однако, в некоторых случаях (рокадное сообщение) проезд между городами на автобусе более быстр по времени (например, между Брашовом и Сибиу). Есть как «государственные» перевозчики, билеты на автобусы которых продаются в кассах автовокзалов (Автогара), так и частные , билеты у частных перевозчиков продаются непосредственно в транспортных средствах у водителей. Городской транспорт везде развит хорошо. В основном автобусы и троллейбусы, в некоторых городах встречаются трамваи. Транспорт ходит часто, по расписанию. Расписания вывешены на остановках. Остановки городского транспорта обозначаются RAT . Билеты на автобусы и троллейбусы продаются в кассах на остановках. Стоимость от 1,5 до 1,8 лея в зависимости от города. Метро есть только в Бухаресте (подробнее о Бухарестском метро с фотографиями в Части 10 - Бухарест). Купленные билеты компостируются в компостерах с термопечатью - на билете проставляется дата и время компостирования. Ехать зайцем не стоит. Ради спортивного интереса мной был проведен эксперимент. После многих поездок в городских автобусах в Брашове, когда никаких кондукторов не было , я при наличии билетов, встал около компостера, и стал ждать , когда войдут кондуктора и начнут проверять билеты. Теоретически в момент их входа я планировал прокомпостировать билет. Никто не вошел. Просто на третьей остановке после моего входа в автобус от пассажиров отделились двое неприметных мужчин лет 45-и -50-ти, достали удостоверения и пошли в мою сторону. Я начал компостировать билет, но они не дали это сделать и что-то заговорили на Румынском про полицию, показав мне удостоверения. Я им ответил примерно следующее «I don’t speak Romanian, I want to pay fine» . Они переговорили между собой , из их разговора я понял только фразу «он англичанин». Дальше один из них сказал «но проблема» и сунул мне квитанцию, на которой был проштамповано «45 lei» . Однако ж большая сумма штрафа оказалось, 450 рублей. Я обратился к контролеру с предложением: «Let I pay half of fine personally to you, it isn’t necessary the receipt” . То ли контролер меня не понял, то ли пресловутая Румынская коррупция не дошла до нижних эшелонов, но контролер продолжал указывать на цифру в квитанции в 45 лей и мужественно отказался от половины суммы штрафа лично в карман.
Я оплатил 45 лей, контролер что-то сказал мне на смеси румынского и частично английского, единственное, что я уловил во фразе пожелания хорошего пути и что-то вроде «не совершайте больше поездки в румынском транспорте без билета». В дальнейшем я не экспериментировал в городском транспорте и сразу при входе компостировал билеты. Кстати обратил внимания, что компостируют билеты пассажиры поголовно. Контролеры, скорее всего в автобусах и троллейбусах ездя в замаскированном под пассажиров виде и заранее определить их появление нельзя.
О городской инфраструктуре. Города с четко выраженными историческими центрами (условно говоря - «Старый город») в Румынии находятся в Трансильвании и Банате. В Молдавии, Буковине и большинстве городов Валахии четко выделить историческую часть (там, где она была) нельзя. Дома вне исторической части города и многоквартирные дома в центрах городов, там где нет выделенной исторической части построены в основном при социализме и выглядят неважно. Цвета домов в основном серые. Снаружи большинству домов требуется капремонт (конечно, многоквартирные дома выглядят не так страшно, как например, в Абхазии, но ремонт бы не помешал). В исторических центрах городов Трансильвании все идеально аккуратно, домики выкрашенные, без следов «пошарпанности». В румынских городах очень любят строить. Особенно это заметно в Бухаресте. Отовсюду с улиц слышны звуки дрелей и отбойных молотков. Стройка заметна повсеместно. Но строят как-то без общей задумки. На фасад старого здания может быть надстроен соцреализм 60-х, а сверху хайтек 2000-х. Вне исторических центров городов очень интересная система электропроводки - провода намотаны на столбы целыми бухтами. Друг с другом столбы соединены множеством проводов. Создалось впечатление, что то ли в Румынии много проводов, то ли испорченную проводку не демонтируют, а просто добавляют новую ( подробнее с фотографиями в рассказе о Бухаресте). Городская инфраструктуре во всех городах отлажена нормально - встречается много школ, больниц, аптек, полиции, пожарных машин и машин скорой помощи. Театры наличествуют, а вот кинотеатров практически замечено не было. Музеев много, практически все находятся в хорошем состоянии.
О ценах. Румыния страна не нищая, как ее представляют часто , но и не богатая. Это видно из цен. По сравнению с московскими ценами цены на одежду и питание существенно ниже. Богато одетых людей на улицах не видно, стиль одежды людей в основном какой-то не то, чтобы унифицированный, но не броский. Цены на сувениры не высоки - футболки примерно (цены переведены в рубли) 200 рублей, магниты 50 рублей, кружки 50-80 рублей. Городской транспорт как уже упоминалось от 15 до 18 рублей. Стоимость метро в Бухаресте - 25 рублей за две поездки (то есть 12,5 рублей, но меньше, чем на 2 -е поездки билет не продается). Проезд по железной дороге на 100 км стоит примерно от 80-ти до 250-ти рублей в зависимости от категории поезда. Посещение музеев стоит от 20 до 200 рублей. Студентам , детям и пенсионерам на все скидки. Студентам проезд и музеи стоят в четыре раза дешевле, чем полная стоимость. Самое интересное, что при предъявлении российского студенческого билета продают студенческие билеты в музеи (на транспорте решили не экспериментировать). Почему - непонятно. Не думаю, что словосочетание «студенческий билет» на кириллице что-то говорит румынским музейным работникам. Подозреваю, что если купить корочку «удостоверение пофигиста» (или что-то аналогичное), вклеить туда фотографию с печатью, то такой документ сойдет за студенческий билет в музеях.
О языковом общении. Румынский язык относится к романский группе. Много слов и грамматики, схожей с французским и итальянским (на слух), но есть и слова из славянских языков. Алфавит латинский, с дополнительными символами к буквам для обозначения ряда звуков. С произношением все просто - как слышится , так и пишется (если предварительно изучить как пишутся звуки ш, ц, к, ч, э, ы). Во многих путеводителях пишут, что по-английски практически не понимают и не говорят. Это не так. И понимают, и говорят. По крайней мере, в сфере питания и отелей. Ну и дорогу у прохожих тоже можно по-английски вполне у прохожих уточнить. Вероятно, изучению английского способствуют то, иностранные что фильмы по телевидению идут без дубляжа, только с румынскими субтитрами. По-русски говорят и понимают очень мало румын, но таковые встречаются.
Капитолийская волчица. Практически в каждом городе, обычно возле мэрии, установлена статуя капитолийской волчицы (Lupa Kapitolina) - волчица, кормящая Ромула с Ремом в масштабе 1:1. Во времена Чаушеску историки активно подводили историческую базу под то, что румыны наиболее прямые (близкие) потомки древних римлян. Происходят ли румыны от древнеримских легионов, воевавших с даками или просто от латинизированных племен живших на данных территориях, смешавшихся в последствии со славянскими племенами - четкого определенного нет. Но, судя по наличию скульптур волчиц повсеместно, сами румыны себя считают прямыми потомками римлян.
О питании. С питанием в Румынии все хорошо. Везде кроме Бухареста много кафе и ресторанов. Стоимость плотного обеда или ужина в кафе и ресторана на человека около 25-30 лей (250-300 рублей). Однако, если есть задача просто поесть, нет смысла это делать в кафе или ресторане. Проще, дешевле и рациональней это сделать в столовой, где продукты выставлены на витрину. Качество продуктов то же что и в кафе-ресторанах, «столовского запаха» нет, стоимость дешевле, обед или ужин обойдется в 15 лей, нет проблемы выбора из меню, так как ассортимент выставлен плюс не тратится время на ожидание. Столовые есть везде. СЭС в Румынии, видимо существует, так как некачественную пищу не в кафе-ресторанах, ни в столовых получить не удалось - ни отравлений, ни послевкусия после еды за две недели нигде не было.
Об обсчете. В Румынии сильно обсчитывают. И практически везде. Но в обратную сторону. То есть, недосчитывают. Практически в каждом месте питания, где приходилось есть что-либо забывали включить в счет ( я честно доплачивал за не включенную в счет съеденную продукцию) . Пару раз были случаи когда официанты приходили и говорили, что забыли что-то заказанное включить в счет и просили досчитать самостоятельно. Не только в сфере питания, а во многих сферах создалось впечатление некой безалаберности румын по отношению к деньгам, как , например , со студенческим билетом.
О горах. Через Румынию «подковой» шириной от 60 до 100 км проходят Карпаты (Восточные и Южные). Внутри подковы расположено холмистое Трансильванское плато. Склоны гор и холмов покрыты лесами. За «подковой» Карпат к югу и востоку расположены степи. Горы красивые и оборудованные. Много подъемников. Подъемники встречались трех видов - телекабина(что-то вроде канатной дороги на Ай-Петри, подробнее с фотографиями в рассказах про Брашов, Синаю и Пояна-Брашов), телегондола (кабины с сидениями примерно на 6 человек, подробнее с фотографиями в рассказе про курорт Мамая) и лыжные открытые подъемники (летом не работают). На телекабинах и телегондолах можно подняться на горные плато, смотровые площадки, к туристическим маршрутам. Спускать обратно можно также посредством телекабин, а можно и пешком, так есть много хороших пешеходных дорог. В целом Карпаты в Румынии более приспособлены для туристов, чем Украинские Карпаты. В горах много вилл (по-местному «Кабана»), где можно остановиться на несколько дней, пожить, наслаждаясь горным воздухом и совершая прогулки.
О курортах. Курорты в Румынии наличествует видов - горные (горнолыжные) и морские (есть еще экологические курорты в дельте Дуная). Горные курорты круглогодичные - зимой они горнолыжные, в остальное время также функционируют. Горные курорты соответствуют европейскому уровню, выглядят очень приятно (подробнее с фотографиями в рассказе о Синае и Пояне-Брашов). С Морскими курортами дело обстоит несколько хуже. Большинство из них сильно уступает в уровне сервиса соседним Болгарским (по отзывам, сам судить не могу, так как в Болгарии не бывал). Среди курортных поселков есть места , состоящие целиком из дорогих отелей - например Мамая, а есть места попроще - например Эфорие-Суд (подробнее с фотографиями в рассказах о соответствующих местах). От черноморского побережья осталось впечатление, что в целом, там немного лучше и чище, чем в Крыму - Краснодарском Крае. Однако специально ехать в Румынию на море абсолютно нет смысла. Не самое удобное и чистое для пляжного отдыха место в мире, да и смотреть в Северной Добрудже (историческая область между Дунаем и Черным морем ) вообще нечего. Есть немного, что посмотреть в Констанце, но это на два-три часа. А до туристических мест Трансильвании с побережья около 400 -500 км - на экскурсии особо не съездишь.
В следующих частях - о посещенных местах Румынии с фотографиями.