К вопросу о сказочной цензуре

Mar 24, 2011 12:16


С детства Баба Яга представлялась мне чем-то комическим-забавным, слегка угрожающим и почти лишенным признаков пола, отчасти благодаря образу Г. Милляра - эдакой протоСердючки. С удивлением обнаружила у В. Проппа (наконец-то добралась до его культовой работы «Исторические корни волшебной сказки»), что титьки-то у Бабы Яги в свое время были отсечены цензурой:

«…особенность облика яги - это ее резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями: "Титки через грядку" (грядка - шест для полотенец); "Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает". Или: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит". Или еще более откровенно: "Из избушки выскочила баба-яга, костяна нога, ж... жилена, м... мылена".

Ладно бы, шла речь о бабоёжной сексуальности (ее, понятное дело, нужно было прищемить, дабы не воспитывать затейников-геронтофилов). Пропп пишет о том, что «гипертрофия  материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям», что «Яга представляет  стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин», и что важным для понимания образа является признание ее материнской власти над природой и людьми.

Как по мне - кощунственное усечение. Без титек - ни власти, ни жути, ни фигуры.

оказывается!

Previous post
Up