А вот статью написал...

Aug 20, 2007 16:00

В процессе самокопания и поиска мотиваций написал что-то вроде статьи. 
Начал с заумной теории, закончил сегодняшней практикой.

Статья назвается: Самоидентификация человека в современном мире

Расхожее сейчас слово «идентификация» можно перевести на русский как «отождествление» или «определение». Первый вариант кажется мне более точным, особенно, когда речь идет о самоидентификации, когда человек отождествляет себя с определенными общественными группами, ценностями, идеями. Проще говоря, самоидентификация - это ответ на вопрос «Кто я?», как правило, в более частных вариантах: «Какой/какая я?», «Зачем я?», «Где я?», вплоть до самого сиюминутно-политического «С кем я?».

Вся жизнь человека, его мысли и поступки, мотивируются теми или иными потребностями. Как и всякому живому существу, человеку присущи простейшие физиологические потребности - поесть, поспать и т.д. Из них вытекают потребности более высокого порядка - например, потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне). Одна из потребностей высшего порядка (если не самая высшая) - потребность в самореализации. От других потребностей она отличается тем, что «насытится» ей невозможно, то есть любой психически здоровый человек всегда хочет «чего-то достичь». Разве что немногие, да и то в последние часы жизни, могут чистосердечно сказать «я добился в жизни всего, чего хотел, и больше мне жить незачем». Хотеть люди могут очень и очень разного. Один желает стать директором крупной фирмы и заработать много денег. Другая мечтает, чтобы ей все восхищались и все любили. Третий уходит в монастырь и ищет вершин духовного совершенства. Варианты можно перебирать до бесконечности, и в нашем разборе не играет роли, хороши эти желания или нет, нравственны они  или аморальны. Важно другое: когда человек (обычно не вполне осознанно) выбирает свою «цель всей жизни», он просто обязан выбрать «глобальную стратегию», линию поведения и идеалы на эту «всю жизнь», то есть путь к поставленной цели. А поскольку «цели жизни» диктуются окружающей средой (конкретнее - обществом), то среда же и предлагает готовые стратегии их достижения, а человеку остается только отождествить себя с той или иной стратегией, то есть - произвести самоидентификацию.

Человек существует в обществе себе подобных, и было бы странно, если бы за прошедшие несколько тысячелетий общество не выработало бы таких готовых стратегий. Несомненный плюс шаблонов - экономия времени, умственных и душевных сил (не надо обдумывать каждый свой шаг и терзаться выбором), несомненный минус - ограничение свободы и отсутствие гибкости (особенно при непредвиденной смене обстановки). Если бы все люди руководствовались одними и теми же жесткими шаблонами поведения, не было бы ни морального, ни технического прогресса (да и человечество прожило бы весьма недолго). Поэтому во многих шаблонах уже заложен потенциал к расширению и изменению их рамок. Желающие проверить это могут задаться вопросом «что следует делать человеку, который решил изменить мир?».

Большинство жизненных стратегий (а значит, и вариантов самоидентификации) подразумевают признание этой самоидентификации окружающими. То есть, если человек, к примеру, пишет стихи и именно в этом видит свое призвание, хотя бы небольшая часть окружающих должна отнестись к нему, как к поэту (а не как, скажем, к инженеру). Только в этом случае шансы на самореализацию будут отличны от нулевых (и не так важно, хвалят стихи или ругают - это уже другой вопрос). Конечно, есть жизненные устремления, где такое признание необязательно - но их, если разобраться не так много, и они подразумевают практически полный уход из общества себе подобных.

Итак, человек идентифицирует себя с какими-то другими людьми, идеями и ценностями. В первом приближении можно расписать элементы самоидентификации следующим образом (чтобы подчеркнуть их важность для человека, добавляю прилагательное «священный»):

1.                  «Священные качества», то есть добродетели. Те свойства характера, ума, нравственного облика, которыми нужно обладать для достижения жизненной цели. Как правило, они выстраиваются в иерархической последовательности, среди них выбирается главное («Честь - превыше всего», «Верь всем сердцем», «Не щелкай клювом» и т.д.).

2.                  «Священные личности», то есть образцы для подражания. Это могут быть исторические или легендарные личности, знаменитости в той или иной области, родственники или знакомые - создатели или носители тех самых жизненных стратегий, достигшие соответствующих целей (хотя бы только с точки зрения самого последователя). Если подумать, наличие «священных личностей» подразумевается в любой жизненной стратегии - даже бунтарь, «ломающий устои», в чем-то ориентируется на другого бунтаря, который ломал другие устои, в другом месте и в другое время.

3.                  «Священные действия» или ритуалы. Некие рутинные действия, которые нужно выполнять для подтверждения самоидентификации (прежде всего в собственных глазах, а не в глазах окружающих и даже «единоверцев», как может показаться сначала). В общем, это то, что формирует неповторимый образ жизни конкретного человека. Молитва, посещение корпоративной вечеринки или сплав по горной реке являются одинаково важными ритуалами, но для людей с разной самоидентификацией.

4.                  «Священные предметы». Любые предметы материального мира, связанные в глазах человека со «священными» качествами, личностями или действиями. Это могут быть родной дом или город, книга, священный символ, деньги, животные и т.д. «Священное» содержание одного и того же предмета может быть разным. К примеру, город Санкт-Петербург для туриста - просто одно из многих красивых (или  не очень красивых) мест на Земле, а для петербуржца, в зависимости от жизненной стратегии, «колыбель трех революций», «окно в Европу», «культурная столица» или все это вместе взятое.

Перечислив эти элементы самоидентификации, еще раз подчеркну, что далеко не всегда они осознаются человеком как таковые. Человек говорит: «да, я такой, а разве можно иначе?» (о «священных качествах»), «это (был) такой замечательный человек!» (о «священных личностях»), «я так живу» (о «священных действиях»), «мне это нравится» (о священных предметах). Практически никто (в том числе и я) не связывает элементы в единую и законченную картину.  Мы имеем дело с парадоксом вида «яйцо и курица» - нельзя точно сказать, что в сознании человек формируется раньше - жизненные цели или связанные с ними элементы самоидентификации. Ясно, что они связаны между собой и порождают друг друга, а вся система складывается постепенно, модифицируясь на протяжении всей жизни человека. Иногда жизненные устремления могут резко меняться, что влечет за собой смену всех перечисленных элементов, то есть самого образа жизни.

Если говорить о «навязывании» тех или иных жизненных целей и стратегий, приходится признать, что любая стратегия, так или иначе, навязывается окружающей средой (от общества, повторяю, никуда не денешься, если ты не Робинзон Крузо). В связи с этим хотелось бы поговорить о более конкретной проблеме, правда, с меньшей степенью объективности.

Сейчас большинство людей реализуется в рамках жизненных стратегий, диктуемых т.н. «обществом потребления». Основными чертами этих стратегий (а набор их весьма невелик), и основными же их недостатками являются следующие:

1.                  Деньги (и другие количественные материальные блага), как основная мера самореализации. Отсюда соревнование всех со всеми, вплоть до «закона джунглей» (каждый сам за себя).

2.                  Плохая совместимость с другими, особенно традиционными стратегиями  («вечными ценностями») и их носителями. Последние в предельном случае обозначаются как «неудачники» и презираются (с высоты денежного мешка). «Стратегия потребления» к тому же предусматривает жесткое навязывание себя тем, кто еще ей не охвачен («Делай как я, это круто!»).

3.                  Психология временщика («После нас хоть потоп»). Связана с переменчивым характером денег как критерия и всеобщим соревнованием по этому критерию (покажите мне что-нибудь менее устойчивое, чем курс валют или экономическая ситуация). Постоянная неуверенность в завтрашнем дне, стремление взять побольше и сейчас, пусть даже и в ущерб долгосрочной перспективе («лови момент!»). Игнорирование же долгосрочных перспектив может привести человечество к катастрофе (экологической, социальной и другой) в самое ближайшее время. Именно этот недостаток «стратегии потребления» вызывает во мне наибольшую неприязнь (ибо по большому счету мне неважно, что они там считают, и что обо мне думают).

Совсем конкретно: в качестве примера конфликта общества потребления с традиционными жизненными стратегиями можно привести общественные дискуссии по поводу строительства небоскреба «Газпром-Сити» в Петербурге, и шире - изменения облика нашего города. Мы, противники этой затеи (в том виде, в котором она предлагается), выступаем за сохранение наших «священных предметов» (в данном случае - городской среды) - ни больше, ни меньше, то есть за свое право на самоидентификацию. Между нами нет (и не может быть) полного согласия в «наполнении» этих «священных предметов» «священным смыслом» - мы сходимся в том, что они должны быть. На них замыкаются наши «священные ритуалы», в них мы ищем память о «священных личностях», в общем, наша жизненная стратегия без них мертва. Наши оппоненты открытым текстом предлагают нам «новую ментальность» и называют происходящее словом «развитие», хотя с точки зрения традиционных жизненных стратегий это «развитие» следует именовать  иначе - регресс. Мы боремся не за груду старых камней (чего оппоненты не хотят, и, вероятно, не могут понять), а за право оставаться самими собой, за своеобразие и свое неповторимое будущее. А за такие вещи человек дерется с ожесточением загнанной в угол крысы. DIXI.

Я знаю, что статья сырая, практически не правил. Критика приветствуется (не факт, что быстро отвечу, т.к. неизвестно когда снова буду в сети).

мысли

Previous post Next post
Up