Это был самый хороший монастырь......!!!!!!

Aug 21, 2017 02:43



Я стоял на горе и молился с распростертыми руками. В какой-то момент посмотрел на небо - там было очень много звезд над ночной горой, таких больших и ярких. И вдруг отчего-то мой взгляд остановился на одной из звезд. Я смотрел на нее - а она вдруг стала двигаться, превратилась в огненный шар, спустилась на гору - и вокруг всё стало светло. Я страшно испугался. Стал креститься - и шар повернул, пошел на восток, в последний момент стал как пламя, поднялся в небо и исчез. И я сразу пошел назад.

До сих пор не знаю, что это было, но понял, что сильной молитве могут сопутствовать и какие-то значительные духовные явления. Святым отцам являлись и ангелы, и святые, и темные духи - и для них это было огромным испытанием, что уж говорить про нас, современных иноков! Мы можем и не понести каких-то духовных явлений…

С поездкой на Афон вообще у меня было связано много искушений. Я терял паспорт - а нашел его мой племянник, слава Богу!

Великая Лавра на Афоне


Главный храм Великой Лавры



И вот я собрал документы и поехал на Афон, в Иверский монастырь. Но когда пришел в Иверский, отцы отправили меня в Великую Лавру (или Лавру святого Афанасия), основанную святым Афанасием Афонским в 963 году и первенствующую среди двадцати монастырей Афона. Мне сказали: «Если в Лавре не примут тебя, вернешься к нам». Но в Лавре меня приняли, и я остался там и прожил почти пять лет.

Это был самый хороший монастырь - в том смысле, что там не было младостарчества: братство в Лавре после Афанасия Афонского никогда не менялось. В других монастырях Афона бывало, что одно братство оттесняло другое и менялся дух монастыря. А в Лавре духовные традиции передавались от одного поколения иноков к другому - сохранилась духовная преемственность. Еще в Лавре можно было самому выбирать себе духовника.

На Афоне очень чтут Георгия Святогорца (X век). Он говорил про Святую Гору: «Это место Бог избрал для монахов». И действительно, на Афоне чувствуешь, что всем здесь руководит Божественная сила. Сама Пресвятая Богородица - Игумения Святой Горы.

Многие монахи в Лавре делились со мной своей историей, как они попали на Афон. И все они чувствовали некую Божественную силу, которая их туда привела.

Он из кельи безмолвников


Кавсокаливия

В 2000 году был пожар в Кавсокаливии. Перед пожаром кто-то позвонил на Афон и сказал, что подожжет Кавсокаливию. Какой-то бандит. Что у позвонившего было на уме, никто не знал, но все были начеку. И как-то он все-таки поджег, и там, где монахи хранили солярку, произошел пожар. Одна двухэтажная келья, которой было 200 лет, мгновенно сгорела и развалилась. На корабле привезли пожарные машины. И я помню: молились все монахи. Они молились - и даже ветер перестал дуть. Не стало ветра - и огонь больше не распространялся.

И вот еще удивительное наблюдение: иду я с двумя отцами (один из Иверского монастыря, другой из Лавры, Арсений и Никодим) тушить пожар. Впереди дым - всё как в кино. Вдруг из дыма выходит монах. Один из моих спутников, Арсений, спрашивает его:

- Ну как там?

А все боялись, что огонь пойдет дальше. А он - ничего не отвечает и просто проходит мимо нас и скрывается в дыму. Арсений и Никодим улыбнулись. Я спрашиваю:

- Чему вы улыбаетесь?!

А они отвечают про этого молчаливого монаха:

- Он из кельи безмолвников.

Понимаете?! Казалось бы: пожар, смертельная опасность - а он идет молча. Сохраняет безмолвие!

Понимаете?! Казалось бы: пожар, дым, пламя, смертельная опасность - а он идет молча. Сохраняет безмолвие.

На Афоне можно найти келью, где безмолвствуют, келью, где подвизаются в послушании, келью, где подвизаются в посте, келью, где не едят ничего вареного. Пост и послушание и так положены инокам, но тут они как-то особенно подвизаются, накладывают на себя какие-то дополнительные подвиги.

Святые места делают человека или более верующим, или более неверующим

Очень примечательно: когда ты выходишь с Афона куда-то в город, там люди говорят о политике, о кино, о музыке. А на Афоне - монахи говорят о монашеском. Все и всё там учит тебя монашеству. Прожить на Афоне даже несколько месяцев - очень душеполезно.

Святые места имеют такое свойство: они делают человека или более верующим, или более неверующим.

В Евангелии сказано: когда в храм принесли Младенца Христа, Его встретил святой Симеон. Он сказал Марии, Матери Его: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34-35).

Это означает, что когда приходит Христос - приходит Свет и всё становится на свои места. Некоторые из тех, кто считали себя верующими, могут понять, что верили они только формально. А неверующие осознают истину и становятся верующими.

И святые места имеют такое же свойство. Например, хотел человек стать монахом. Попадает на Святую Гору - и испытывает разочарование, говорит: «Нет, я этого на самом деле не хотел». А другие, наоборот, может, и не собирались становиться монахами - а становятся ими.

И когда случается какое-то искушение, то оно всегда - меч Христа. Проходит в сердце и либо отсекает то, что не божественное в сердце и очищает его, либо отсекает и то святое, что там было, если человек не хочет плохое отсечь.

Что собой представляет игумен в афонских монастырях

В афонских монастырях послушания дает Духовный совет, избираемый братией обители. Это старцы монастыря. То есть не один игумен дает послушания братии, а Духовный совет. Поэтому когда кто-то из братии не соблюдает послушания, он несет ответственность не перед игуменом, а перед советом и в его лице перед всей братией.

Что собой представляет игумен в афонских монастырях? Это человек, который дает пример всей братии по Уставу. Он - пример Устава, а не диктатор. Это сохранилось на Афоне, это древняя традиция. И там игумена поставляет не епископ - игумена выбирает братия. Если это теряется, теряется многое в монашестве. Кто преуспел в духовном делании - тот и должен быть игуменом.

Как раньше создавались монастыри? Жили братия и подвизались, кто как мог. Потом узнавали, что есть старец, который преуспел духовно. И они говорили: «Давайте пойдем и поселимся рядом с ним, будем с ним советоваться, как подвизаться, чтобы тоже преуспеть духовно». И они селились рядом со старцем - так возникал монастырь. И тот, с кем они советовались, становился игуменом. После смерти игумена братия выбирала из братства того, кто был духовно выше остальных.

Потому что когда человек подвизается, он понимает, чего ему недостает. И он знает, у кого есть то, чего ему самому недостает. И человек очень хорошо понимает, до какой степени он верит и до какой степени он любит Христа.

Понимает, в каком он состоянии и в каком городе - в Иерихоне, в Содоме, по дороге в Иерусалим, в Иерусалиме или в храме. Достиг он Святого Города или нет. А если не подвизается, то не понимает.

Всё, что видишь на Афоне, - это монашеское


Вершина горы Афон

Всё, что слышишь, всё, что видишь на Афоне, - это монашеское. Тут всё помогает монаху подвизаться - и плохое, и хорошее.

Каким может быть плохое? Например, приходят к тебе помыслы: «Сейчас мне некогда в полную силу молиться - у меня важные дела. А вот когда я эти дела закончу, лет через несколько, как-то: построю келью, или в уже построенной сделаю ремонт, или еще что-то, - вот тогда я уже буду хорошо молиться». И, подумав так, сразу понимаешь, что это всё ложь. Что это не имеет никакого смысла. Потому что так ты никогда не будешь молиться..!!
-------
Авторские права.
***************************************
[С.]
http://www.pravoslavie.ru/103340.html

Монастыри, Мысль, Святыни Православия, Православие, Вера, Паломник

Previous post Next post
Up