Особняк Рябушинского (архитектор Шехтель) внутри и разные интересные дома снаружи

May 06, 2018 17:47

Originally posted by _twin_ at Особняк Рябушинского (архитектор Шехтель) внутри и разные интересные дома снаружи
Мысль о том, что я хочу попасть в этот особняк закралась еще давно, когда я первый раз увидела его интерьеры на фото. Как закралась, так и ушла, в нашем городе столько всего интересного. А недавно, увидев в ФБ объявление об экскурсии, вспомнила давнюю мечту и засобиралась. Но начну я не с самого особняка, а с прилегающих переулков, которыми нас провели, показав еще массу интересных домов. Мы бежим мимо них в обычной жизни даже не замечая, они смазаываются в некий серый ряд «пройти еще два переулка и повернуть налево» и иногда очень интересно остановиться, сфокусироваться и посмотреть а мимо чего же мы пробегаем, не замечая.

Ну а заставкой поставлю фото из самого знаменитого и известного места особняка - его центр и смысл - парадную лестницу. Именно она, когда-то гвоздем засела у меня в голове





Первый дом, около которого мы остановились находится на Т-образном перекрестке Поварской улицы и Скарятинского переулка. Переулок в середине XVIII века был Безымянный (интересно сколько их таких тогда было?), потом Сабуров переулок, по имени домовладельца. Скарятинским он назван в начале XIX века по фамилии местного домовладельца поручика В. М. Скарятина. В 1960-1994 годах - улица Наташи Качуевской в память о медсестре, до ухода на фронт жившей на этой улице и героически погибшей под Сталинградом. При возвращении исторических названий (медсестру то можно было и оставить ИМХО) переулок снова стал Скарятинский. Ну а дом наш имеет адрес по Поварской: Поварская, 44 и проживает там в настоящее время посольство Новой Зеландии.

Увы, в таких узких переулкам мне не хватает ширика, но чем богата, на то и велкам:



Я лажанулась, надо было сбегать и сфотографировать фасад по Поварской - у здания, построенного в стиле модерн, в его франко-бельгийской интерпретации, все фасады разные. Но я увлеклась конюшнями и забыла про самый основной фасад, лицо дома.

А со Скарятинского переулка есть вот такое окошко



Владение на Поварской улице, 44, как и соседнее здание под номером 42, было построено на участке бывшей усадьбы Волчкова Московским торгово-строительным обществом в период с 1903 по 1904 годы. Проект разработал главный архитектор этой организации - Лев Кекушев. Здания были построены не под конкретного заказчика а на продажу. Сейчас это норма, а тогда было в новинку. Хозяина оно искало около 5 лет, но в конце-концов было приобретено фабрикантом И.А. Миндовским и в путеводителях так до сих и называется - особняк Миндовского.



Не сохранилась в войну фигурка женщины на крыше, стекла оранжереи (ее не видно с улицы) и стекла на фасадах - они заменены современными, а раньше там были матовые стекла и прозрачные бабочки.

Зато сохранили конюшни, правда только одна часть сохранила исходный оконный переплет, а без него все бессмысленно, вот сравните



И поближе, с головой лошади



А мы идем мимо Поварская 27. Да, оказывается в этом районе жила когда-то царская обслуга и все переулки названы по специализации жильцов. Здание это известно тем, что в декабре 1828 года, Александр Сергеевич Пушкин будучи в гостях, впервые прочитал свою поэму «Полтава».



Поворачиваем в Скатертный переулок, на скучном доме (на мой взгляд скучном) по адресу Скатертный 42, одна чудесная деталь - лев, который вместо того, чтобы чинно глазеть на прохожих, проголодался и грызет приютивший его особняк



Поворачиваем в Хлебный переулок, тут есть каким-о чудом сохранившееся здание постройки XVIII (вроде бы я правильно услышала) века, оно не является ни памятником старины ни охраняемым объектом, но как-то до сих пор уцелело, чего ему желаю и в дальнейшем



И оказываемся на перекрестке Хлебного и малого Ржевского переулков. Тут два чудных дома, облицованных похожим кирпичом, говорят именно это не дало их снести во времена воинственного социализма, когда сносили все, что начало осыпаться штукатуркой. Эти дома уцелели благодаря тому, что не осыпались, нечем было.

Особняк Соловьева 1901-1902 гг. Дом самого архитектора. Он построил его как живое портфолио, как демонстрацию своих умений. Говорят он больше никогда не строил особняки.



Информация с портала: http://um.mos.ru/houses/dom_s_u_soloveva/

Некоторые булгаковеды называют удивительный особняк в Хлебном переулке прототипом дома Маргариты из романа «Мастер и Маргарита», добавляя, что, по-видимому, М.А. Булгаков, описывая жилье героини, соединил этот дом с особняком напротив (особняк И.И. Некрасова, арх. Р.И. Клейн). Именно такая вымышленная комбинация дает возможность говорить о ее соответствии описанию в романе: готический особняк в переулке близ Арбата, трехстворчатое окно в фонаре, сад, о котором вспоминает один из жителей переулка: «Сад небольшой, но с большими деревьями, уютный».

После революции особняк занимали разные посольства и диппредставительства. До 2008 г. здесь было посольство Грузии, сейчас располагается Секция интересов Грузии Посольства Швейцарии в Москве.

У входа вот такой «котик»



И мозаика ... мне не удалось снять решетки между мозаичными панно - зато удалась тень от них



Особняк напротив, небольшой городской замок, по адресу Хлебный пер. д.20/3, известен как Особняк И.И. Некрасова - крупного сибирского промышленника.
Построен в стиле неоготики. Со зданием связана какая-то мрачная история с любовным многогранником и самоубийцей торжественно похороненной на православном кладбище, но я ее расслышала с пятое на десятое и вообще многоугольники плохо удерживаются в моей голове, так что увы, пересказать не могу.



Ну а мы поворачиваем на Большую Никитскую, проходим мимо храма и через сквер уже видна наша цель - особняк Рябушинского, постройки Шехтеля, сейчас известный как музей-квартира Горького. Наверное это очень забавно поселить самого пролетарского писателя в самый романтичный и «арнувошный» особняк города, где нет ни одного прямого угла. Увы уже совсем лето и за деревьями весь особняк не видно, зато видно вот такое чудное окно



Почему-то закрыт навсегда парадный вход и мы попадаем в дом не так, как хотел бы того архитектор. Через боковые узкие коридорчикии, минуя вахтера, но все равно мы попадаем первым делом вот сюда, к центральной лестнице - волне, возносящей наверх светильник-медузу.





Отделка стен и окон осталась авторская. Говорят Горький не любил этот дом, тяжело больной, он не поднимался на второй этаж, там жили дети и внуки и считал, что в этом доме «улыбнуться не на что». Хотя я ходила по особняку с не снимаемой улыбкой от восторга. Не сохранилась мебель, утеряны светильники, частично восстановлены «по мотивам» уже в наше время. Разобран камин с нимфами, ибо пролетариат слишком пялился на нимф и отвлекался от мировой революции. А лестница сохранилась во всем ее великолепии



Скамеечка для усталого гостя



Панно из лестничного объема к центральному (закрытому для нас) входу. В разное время суток оно просвечивает разным светом



Сам вход с чем-то типа театральных подмостков на полу. Шкафы поставили уже при Горьком, раньше тут были грифоны, говорят они теперь заперты в шкафах, но влезть туда мне не удалось



Наверное столовая? Как раз тут, в правой от нас стене был камин, говорят очень красивый, но увы, нимфы же, не порядок ...
Самое большое помещение в доме



Следующая комната, назову ее гостиной, ибо не помню кто она на самом деле, но похоже ведь? Много народу и экскурсовод рассказывает там, где все толпятся - а это смерть для съемки. Вечная проблема одиночки - либо картинка, либо звук. Приходится выбирать, как обычно выбираю картинку, в результате на диктофоне вместо рассказа, невнятный шум толпы, ну что ж, будем смотреть картинки



Чудный потолок с растительными мотивами.





И любимые в ар-нуво улитки и бабочки. А какой карниз, какие переплеты оконные



Двери тоже не простые



Следующее помещение - кабинет Горького. Тут ест его стол, его коллекция нэцке ... но я то пришла сюда не за Горьким, а за Шехтелем и пытаюсь вылавливать то, что было до писателя





Лавровые листья а медальонах около окна



И они же на ручках дверей



Вот как, скажите как? можно было этому всему не улыбаться? Мне не понятно.

Поднимаемся на второй этаж, на середине лестницы ниша для беседы, говорят в ней нашли подслушивающие устройства. Мало ли что великий писатель себе там позволял



Сверху наша медуза уже не медуза



Это черепаха, наверное та самая, на которой стоят слоны



Шкафы пристроены при Горьком, у автора мебели было минимум





Я бы взяла угол шире, да везде стоят люди-селфи ... еле еле смогла взять несколько кусочков без селфиадища







Наверху пара комнат, ничем меня не поразивших. И я иду в тайную молельную. Тайная она потому, что старообрядчество было запрещено, за него можно было загреметь далеко и, по традиции, на долго. Потому домовая церковь построена так, что ее не видно снаружи и догадаться и ее существовании нельзя.

Узкая лестница



Галерея и мы на месте





Особняк сейчас весь в зелени и целиком его взять не удалось, но кусочек с мозаикой я должна показать





Арки, калитки, ограда ... если бы я дала одну эту фотку, кто-то бы угадал, что это самый центр Москвы?



Парадный вход, в который мы не вошли, к нему даже по территории подойти нельзя - пришлось лазить с улицы из-за ограды



По дороге к метро, вспомнила про ажурную копилку lica_alica и где-то на Тверском бульваре поймала солнышко, запутавшееся в решетке, но по-моему ажуры Шехтеля в стократ круче


Страны мира, Резиденция, Москва, Архитектура, Особняк и Вила, Дворец

Previous post Next post
Up