История Дворца Советов в Москве

Apr 07, 2017 01:32

Первоначально Написал ymorno_ru в История ДВОРЦА СОВЕТОВ в Москве
Оригинал взят у masterok


Вы наверное много слышали, о нереализованных довоенных архитектурных планах в Москве. А ведь допустим не будь войны мы бы сейчас много чего из этого видели на улицах Москвы . Давайте посмотрим, как это мог бы выглядеть самый эффектный из них .

Московский Дворец Советов - один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории . Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни. Это здание воспетый во многом творческих произведениях строились для того , чтобы после победы Мировой Революции в его стенах принять в составе Советского Союза ... последняя республика. И тогда весь мир будет одним Союз Советских Социалистических Республик.

Со страниц книг перед нами предстает циклопическое инфернальное здание - трехсотметровая многоярусная башня, которая служит постаментом для гигантской стометровой статуи Ленина. Статуя настолько огромна, что в голове у нее помещается зал заседаний (зал, в котором состоится та самая торжественная церемония). При этом, гигантском Ильиче не замерли неподвижно - его гигантская рука всегда указует на Солнце, для этого самого большого в мире статуя вращает огромные электромоторы ...





Находясь в здравом уме и трезвой памяти, никто из советских архитекторов не планировал размещать в голове Ленина зал заседаний и заставлять статую вращаться вокруг своей оси вслед за солнцем . Но статуя Ленина, действительно должна была стать самой большой в мире статуей . Да и огромные электромоторы в проекте тоже место нашлось - они должны были быть установлены в трюме Большой Зала и с их помощью в этом зале на 22 тысяч людей менялись бы площадка. Поражают и размеры здания - Общая высота 416,5 метров, объем - семь с половиной миллионов кубических метров (три пирамиды Хеопса!). Идею строительства Дворца 30 декабря высказал 1922 года на первом Съезде СОВЕТОВ Сергей Миронович Киров (этот съезд знаменит не только этим, на нем еще было объявлено о создании СОЮЗА советских Социалистических Республик). Разумеется, такая идея не могла не найти самую широкую поддержку среди делегатов съезда - еще бы, новый символ новой страны!



Но к реализации этой идеи удалось приступить лишь почти десять лет спустя - в 18 Июня 1931 года в газете "Известия" был объявлен открытый конкурс на лучший проект ДВОРЦА. В том же году, 5 декабря был взорван Храм Христа Спасителя - символ старой России, место которого должен был занять символ Страны Советов. Храм был виден практически из любой точки Москвы начала тридцатых , новый архитектурный символ должен был быть виден из любой точки обновленной Москвы недалекого будущего . В 1931 году был создан и специальный правительственный орган Совет строительства Дворца Советов (чтобы не повторять дважды одно и то же слово в одном названии его часто именовали просто совет Строительства). При этом Совете был постоянный архитектурно-технический комитет, в который входили видные деятели культуры тех лет - Горький, Мейерхольд, Луначарский. Кроме того, в деятельности Совета принимал активное участие Генеральный Секретарь ЦК ВКП (б) И. В. Сталин. Кликабельно 1800 рх В конкурсе набралось 270 участников - от простых граждан, имеющих смутные представления об архитектуре до профессиональных архитектурных бюро . На долю простых граждан пришлось, кстати, 100 эскизных проектов. А СРЕДИ 24 профессионалов, были иностранцев СРЕДИ которых были и ЛЬ Карбюзия Знаменитого. Большая часть представленных проектов или не соответствовала представленным требованиям или просто не выдерживала никакой критики . В итоге в финал конкурса вышли пять групп архитекторов , среди которых была и группа Бориса Михайлович Иофана. 10 мая 1933 года Совет наконец определил победителя. В этот день вышло следующее постановление Совета:




1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов. 2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. 3. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. 4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов.
Пункт 4 был принят незамедлительно - к участию в проекте были привлечены архитекторы В. Гельфрейх и В. Щуко. Проект Иофана не сразу принял тот вид, который знаком всем любителям архитектуры сталинской эпохи. Самый первый эскиз в 1931 году выглядел так:

И вот наконец окончательный вариант, утвержденный в 1939 году:



Идею использовать здание в качестве гигантского постамента для гигантской статуи Ленина принадлежит итальянскому архитектору А. Бразини, одному из участников конкурса. Борису Иофану совсем не нравилась мысль о том, что его творение будет всего-навсего постаментом, он настаивал на том, чтобы статую установили не на вершине здания, а перед ним. Но, с начальством не поспоришь. Работу над гигантской статуей высотой 100 метров и весом в шесть тысяч тонн поручили С. Меркурову, украсившему канал имени Москвы фигурами Ленина и Сталина. В дальнейшем мы расскажем вам о том, каким мог бы быть Дворец Советов и о том , что успели построить. А пока предлагаем вашему вниманию галерею проектов Дворца, не прошедших конкурс: Бразини Армандо

image Click to view



А что было на месте будущего Дворца? При вторжении Наполеона в Россию Император Александр I дает обет - воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя. Указ о сооружении был подписан в декабре 1812 года в Вильне, когда последние части разбитой наполеоновской армии были изгнаны из пределов России . 1903 год. В 1837 г. для строительства храма был взорван древний женский Алексеевский монастырь , настоятельница которого прокляла это место, пророчески заявив, что ничего доброго на нем стоять не будет. Первый храм строится почти 40 лет. В 1846 году возводят свод главного купола, три года спустя завершают работы по облицовке. В 1860 году строительные леса, наконец, снимают, и храм предстает перед глазами москвичей, но еще двадцать лет после этого уходит на роспись и отделку . Несмотря на все старания, храм Христа Спасителя народ считает местом бездуховным, образцом церковной безвкусицы. После полного окончания работ храм просуществовал чуть более 50 лет. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя взрывают. Музейные работники были разрешено вывезти фрагменты храма, благодаря этому было разобраны и переправлены в Донском монастыре несколько гигантских горельефы . Продолжим про проект Дворца. Начнем с главного - с фундамента, на котором должен был стоять дворец 300-метровой высоты, увенчанный 100-метровой Статуей Ленина. Общая площадь здания должна была составить 11 гектаров, а вес - полтора миллиона тонн. Но этот громадный вес не распределялся равномерно по всей этой площади. Самая «увесистый» должна были стать центральным высотной часть - башня, в которой располагались Большой Зал на 22 тысяч людей. Зал имел круглую форму - в центре находилась сценическая площадка, над которой амфитеатром поднимались зрительские места. К этому огромному залу примыкали вестибюли, фойе и прочие небольшие (в сравнении с Залом) помещения. Все эти помещения в целом получили название «стилобат» (в древнегреческой архитектуре так называлась верхняя часть цоколя храма , на которой устанавливалась колоннада). Эта гигантская башня должна была занимать площадь в гектара и весить 650 тысяч тонн (одну пятую веса всего здания). Колонны каркас нью-йоркский небоскреб «Эмпайер Стэйт Билдинг» (383 метра, самая высокое здание в мире на тот момент) давил на землю с силой в 4700 тонн, колонны башни а ДВОРЕЦ Советы Должны Был Нести от 8 нагрузки до 14 тонн каждый. С подобными нагрузками на грунт строители никогда еще сталкивались . Так что, требования к грунту и фундаменту, на котором будет выситься здание - символ новой эпохи предъявлялись особые. Для исследования грунта впервые в Советском Союзе было применено так называемое крупноколонковое бурение - грунт поднимался в виде цилиндров длинной 1 метр, и диаметром в 10-12 сантиметров. Было пробурено более ста скважин глубиной 50-60 метров. В самом центре будущей строительной площадки находился скалистый участок - своего рода полуостров, вдающийся в мягкий грунт. На глубине 14 метров начинались крепкие породы - сначала десятиметровый слой известняков, потом следовал шестиметровый глинисто-мергельный пласт, затем начинался еще один слой известняков, но более плотный чем первый. Затем снова глина и снова известняки. Своего рода бутерброд. Эти породы образовались миллионы лет назад в каменноугольный период , а потом они выдержали вес ледников, несравнимо более тяжелых, нежели циклопическое здание Дворца. Так что, подземный скалистый полуостров идеально подходил для строительства - именно здесь должна была возвышаться самая высокая в мире башня . Кликабельно 1700 РХ Фундамент башни представлял собой два концентрических кольца бетонных диаметром 140 и 160 метров. Они располагались на втором известняковом слое на глубине 30 метров. Но прежде, чем заливать бетон, строители вырыли огромный котлован. Для того, чтобы стенки котлована не обрушились под воздействием подпочвенных вод в СССР впервые применили так называемую «битумизацию» грунта - вокруг котлована пробурили 1800 скважин. В каждой скважине вставлялись труба с мелкими отверстиями в стенах . В эти трубы под большим давлением закачивался битум, нагретый до температуры в 200 градусов. Через отверстия в трубах битум просачивался в грунт, заполнял все щели и полости и застывал. Вокруг котлована была образована водонепроницаемая завеса. Вернее, почти водонепроницаемая. Но с той водой, которая все же просачивалась в котлован успешно справлялись насосы . Чтобы решить проблему с грунтовыми водами раз и навсегда - под будущим фундаментом построили своего рода «чашу» из четырех слоев асбестового картона, пропитанного битумом. Теперь можно было приступать к закладке циклопического фундамента. Специально для этой цели неподалеку от стройплощадки построили бетонный завод , оборудованный по последнему слову техники конца тридцатых годов. Последнее слово техники в той поре были огромная автоматическими бетономешалки . К месту строительства бетона доставлялся в котловане в металлическом «бадьях». В каждую такую бадью помещалось 4 тонны бетона. При помощи подъемный кран «бадья» опускались в котловане, рабочий выбивал щеколда, удерживающее дно. Кликабельно 2500 рх Вылившаяся утрамбовывал так известный бренд из вибраторами называемый - металлические булавы, вибрирующие под воздействием, вращающиеся внутри, эксцентрики. Твердея ( «схватываясь», если говорить на строительном сленге) бетон уменьшается в объеме (так называемая «усадка»). Учитывая огромные размеры фундамента, усадка могла привести к образованию трещин. Но строители легко решил и эта проблема - кольца фундамента делался не сплошной, они состояли из бетонных блоков с промежутками между ними . Как только блоки затвердевали, промежутки заливались свежий бетон. Получалось монолитное бетонное кольцо. Оба кольца связаны между собой 16 радиальными стенами. А сверху над кольцами фундамента был установлены еще два кольца из железобетона . Эти кольца так же связаны между собой 32-мя железобетонными балками. Фундаменты остальных, не столь массивный, части здания, представляли собой просто бетонный столбы с поперечником в 60 метрах. Поскольку, нагрузка на них была не такой огромной, эти бетонные столбы устанавливались на верхнем слое известняка. Всего на строительство фундаментов Дворца требовалось 550 тысяч кубометров бетона. Над фундаментом башни должны были располагаться подвальные этажи, в которых разместились бы технические службы - отопление, освещение, водопровод, канализация и т. д. Для прокладки бесчисленных труб и проводов в бетонных стенах подвала требовалось проложить специальные каналы , настолько большие, что люди могли бы ходить в них не нагибаясь . Самая глубокая точка подвала должен был стать трюмом Большого Зала - 10 метров ниже уровень грунтовых вод. Пол трюма, согласно проекту, должен был представлять собой бетонную плиту толщиной 8 метров, один квадратный метр такого пола весил бы 18,4 тонны. ДВОРЕЦ Советы строительства строительство ДВОРЕЦ Советы До войны успели Построить фундамент Высотной часть ДВОРЦА и начал монтировать стальной каркас здание. Увы, после 22 июня 1941 года бетон, гранит, сталь, арматура потребовались для совсем иных целей. После войны над Москвой вознеслись другие высотки, более скромные по размерам. Фундамент Дворца использовался при строительстве самого большого в мире плавательного бассейна . А в девяностых годах на этом же фундаменте восстановил Храм Христа Спасителя , снесенный в декабре 1931 года.




































Каркас
Теперь поговорим о стальном каркасе, основе трехсотметрового Дворца, увенчанного стометровой статуей Ленина. Для строительства этого каркаса была разработана специальная высокопрочная марка стали - ДС.



Каркас должен был монтироваться на двух кольцевых бетонных фундаментах . Диаметр внутреннего кольца составлял 140 метров, наружного - 160. На каждое из колец приходилось по 34 стальные колонны, каждая из которых должна была выдержать нагрузку в 12 тысяч тонн - это вес товарного поезда, составленного из шестисот вагонов. Площадь поперечного сечения каждой колонны - 6 квадратных метров, на такой площади вполне уместится легковой автомобиль. Колонны опирались на клепанном стальном башмак, под которым, прямо в кольцевом фундаменте укладывается 4-5 литые стальные плиты.

Все 64 колонны через каждые 6-10 метров соединяются между собой по горизонтали двутавровыми стальными балками. Такие же балки соединяют и каждые две колонны, расположенные на одном радиусе.

До Высоты 60 метров колонны шли вертикально вверх, затем на протяжении 80 метров шли под небольшим углом. А с высоты 140 метров колонны снова шли вертикально. На высоте 200 метров колонны наружного конца обрывались, а вверх тянулись только колонны внешнего ряда. В тех местах, где колонны должны были переходить в из вертикального положения в наклонное , должны были ставиться так называемые распорные кольца. Поверхность такого кольца образовывала целый проспект шириной 15 метров.



Клкиабельно 1600 РХ

Помимо основной каркас, у Дворца должны были быть и вспомогательный. Огромные колонны основного каркаса находились бы на значительном расстоянии друг от друга , их прочности не хватило бы, чтобы выдержать вес стен и межэтажных перекрытий огромного здания . Назначение второстепенного каркаса - «собирать» нагрузки и передавать их на мощный основной каркас. Второстепенный каркас тоже состоял из балок и колонн, но все его элементы делались из стали менее прочной , чем ДС. Но от обычной строительной стали эта сталь отличалась добавкой меди . Прочности такая добавка не добавляет, но повышает сопротивляемость ржавлению. Балки вспомогательный каркас располагался бы там, где они необходимы, дополняя каркас основной.



Поверх балок второстепенного каркаса должны были устанавливаться перекрытия - железобетонные плиты толщиной 10 сантиметров. На эти перекрытия укладываются полы. Толщина полов тоже должны были быть большое - ведь в полах должны пролегать трубы и электропроводка. Общий вес стального каркаса Дворца Советов должен был составить 350 тысяч тонн. На изготовление циклопической стальной конструкции работал целый ряд заводов в Москве и за ее пределами . На них изготавливались так называемые «монтажные элементы» - отрезки колонн, балок и колец. Длина каждого такого элемента не должна была превышать 15 метров - в противном случае их было бы невозможно перевозить по железной дороге и поднимать кранами.

В Москве неподалеку от Ленинских гор был построен специальный завод , на котором все эти элементы готовились к монтажу - просверливались отверстия для заклепок, на специальных станках обтачивались торцы колонн. После такой обработки детали каркаса отправлялся на строительной площадке . Для монтажа использовались 12 кранов, грузоподъемностью 40 тонн каждый. После того, как каркас достигнет высоты, до которой краны не сможет дотянуться, 10 краны должны были быть смонтированы на балки внешнего кольца основного каркаса . Оставшиеся два кран должны были передавать им грузы с землей . В дальнейшем планировался уменьшить количество кранов на «верхотура», а монтаж статуя должны были заниматься всего один подъемным краном .



Монтаж каркаса начался в 1940 году. К началу войны он достиг высоты в 7 этажей. Во время войны стали ДС пошел на изготовление противотанковых ежей , а когда запасы подошли к концу, были демонтированы и уже построенная часть каркаса. Апофеоз не получился, и тогда, расчистив площадку от строительного барахла, на этом месте строят открытый плавательный бассейн "Москва", в котором около 30 лет зимой и летом безмятежно плавают москвичи.



Ну а что сейчас на этом месте вы все знаете ...



image Click to view



Примечание:Статья в кратком варианте.

Архитектура, СССР

Previous post Next post
Up