Светлана Меснянкина, руководитель пресс-службы ОПВО.
Обреченные на забвение…
Тот день мне запомнится надолго…
На повестке дня стоял только один пункт - в рамках благотворительной акции, организованной матушками женского Совета при Воронежской и Борисоглебской епархии и представителями Общественной палаты Воронежской области, передать детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, подарки - технику, новое постельное белье, одеяла, подушки, игрушки и сладости.
Мы сели в машину, груженную специально приобретенными для этой акции вещами, и с предвкушением получения положительных эмоций от благого, собственноручно сделанного дела, отправились в Бутурлиновку, в школу-интернат и детский дом, где по словам дирекции учреждений, нас давно с нетерпением ждали.
Мы подъехали к старому, на первый взгляд невзрачному зданию в несколько этажей. Осыпавшаяся штукатурка фасада, явно диссонирующая с архитектурной стилистикой, показывала, что здание - старинное, построенное, наверное, еще до войны, сегодня требует капитального ремонта, по крайне мерее наружной лицевой его части, потому что от прошлого остались жалкие и портящие его внешний вид следы.
Как выяснилось позже, одно из трех зданий - действительно, старинное, 1885 года постройки. Сегодня в этих трех корпусах располагаются учебные классы, игровые комнаты, столовая и спальня для девочек (для мальчиков - отдельное здание через дорогу) Бутурлиновской школы-интерната.
Эта школа-интернат для детей, рожденных с задержкой психического развития. В ней живут и учатся 114 ребят, хотя только 12 из них - дети-сироты.
В школе преподают предметы учебного курса средних общеобразовательных школ, ведут развивающие занятия, кружки декоративно-прикладного творчества. С ребятами постоянно занимаются психологи и логопеды, за ними ухаживают воспитатели, обучают педагоги, оказывают необходимую помощь медики.
По словам директора школы - Любови Павловны Подповетной, воспитанники общаются с детьми и взрослыми, живущими и работающими за пределами учреждения, переписываются с выпускниками. Для них организуют поездки и экскурсии, спортивные соревнования, выставки декоративно-прикладного творчества.
Ребята способны усвоить элементарные знания, обучиться какому-либо мастерству с тем, чтобы в дальнейшем быть востребованными обществом.
Безусловно, что нельзя от них ждать научных открытий, они не станут светилами медицины и экономики, политики или производства. Но выполнять работы, за которые сегодня неплохо платят и стать мастерами в таких областях, как слесарное и монтажное, дело, строительные работы, садоводство и цветоводство, сельское хозяйство, они в состоянии.
Поразили нас поделки, сделанные детьми. На постоянной школьной выставке работ ее воспитанников мы увидели изделия, вышитые крестом, аппликации из кожи, картины из соломки, лепнину из глины и обычного пластилина, композиции икебаны, работы резьбы и выжигания по дереву. А насколько яркие и жизнерадостные картины рисуют эти ребята! Больше всего нас удивило то, что, несмотря ни на какие трудности, с которыми им пришлось столкнуться в этой жизни, несмотря на отсутствие домашнего уюта и теплоты, они воспринимают этот мир радостно и открыто, позитивно. С верой и надеждой, как и все дети, на счастливое будущее…
Позади нас - школа-интернат… В машине нас переполняют эмоции. Мы высказываем свои впечатления: «Как обрадовались ребята нашим подаркам!», «А новым людям, новым лицам!», «Как легко они вступали в разговор, шли на эмоциональный и тактильный контакт, просто взяв за руку, приветствуя гостей!», «С каким интересом они наблюдали за разговором собравшихся по случаю приезда педагогов, воспитателей и директора школы!», «С какой заинтересованностью рассказывали о сделанных ими поделках, показывая их гостям!».
Мы говорим о проблемах - капитальный ремонт здания, потребность учреждения в добровольцах для оказания спонсорской помощи и ведения развивающих кружков, мы высказываем мысли о том, чем еще мы можем помочь.
Да, пока мы в состоянии думать, чувствовать, говорить. Пока…
Пока мы не переступили порог Бутурлиновского дома-интерната. И время для нас остановилось…
Здесь живут дети с центральным нервным параличом, врожденными физическими недостатками и, как следствие, отклонениями в развитие психики.
Здесь не слышно задорного детского смеха, нет бегающих и играющих друг с другом ребятишек. Здесь протекает другая, мало кому знакомая жизнь. Здесь - дом, жители которого навсегда обречены на забвение…
Игровая комната остается в памяти помещением, где по ковру неуверенно ползают несколько ребятишек разных возрастов. Есть среди них и те, которым по 13,14, 15 и даже 18 лет. Они в этом интернате самые благополучные: их физическое состояние дает им возможность передвигаться, а психическое развития - чуть-чуть разговаривать, играть в игрушки, рассматривать картинки в книжках.
Большинство же ребят - лежачие. Мы входим в одну из четырех спален, в которой находятся около 20 кроватей. Резкий, въедливый запах бьет в нос. В этой спальне нет кондиционера, а комната, в которой постоянно находятся лежачие дети, не проветривается во избежание сквозняков и возможных заболеваний.
На кроватях лежат, погруженные в свои повседневные дела с куклами, машинками, погремушками, живые существа. Нам сразу бросаются в глаза их физические недостатки: непропорциональность частей тела, неестественное расположение конечностей, отсутствие части лица… Пугает и ужасает количество таких детей, собранных вместе. Но живая реакция малышей на приход новых людей, их добрый взгляд и улыбки заставляет нас подойти к ним ближе, начать с ними разговаривать. Диалог возобнавляется.
«Сегодня ребятишки сыты и неплохо одеты, - говорит директор школы-интерната Сергей Васильевич Тириченко, - Их питание и лечение финансируется в полном объеме. Но еще недавно материальное положение интерната было очень тяжелым. Он выжил только благодаря усилиям его работников, а также помощи неравнодушных людей».
Так, по благословению Правящего архиерея интернату было передано 1500 пеленок. Недавно в 2 палаты для лежачих больных были установлены кондиционеры на общую сумму 100000 рублей, собранных матушками во время проведения трех благотворительных медовых ярмарок. Сегодня нужны еще два кондиционера в оставшиеся спальни».
Два кондиционера, вернее, две вентиляционные системы - это вещи, которые стали неразрешимой проблемой для руководства интерната, а теперь и для нас. Это вещи, отсутствие которых стало так заметно для людей, зашедших в спальную комнату, где живут лежащие дети, на несколько минут,. Это вещи, которые для них, детей, покинутых и забытых стали жизненной необходимостью.
Они никогда не выходят из помещения, едят из соски и практически не разговаривают. Их нельзя обучить элементарным навыкам, научить ходить или передвигаться самостоятельно. Потребности их жизни невелики - периодическое общение, человеческий голос, забота, ласковое прикосновение. Потребность быть чистыми, потребность пить, есть и дышать… Свежим воздухом… То, чего сегодня они пока еще лишены.
Все воспитанники Бутурлиновского детского дома-интерната спустя годы будут определены в дома инвалидов, где и закончится вся их, чаще всего недолгая жизнь.
Эти дети навсегда обречены вести такой, получеловеческий образ жизни. Жить без родительской любви и ласки, чувствовать себя забытыми и никому не нужными. В нашей жесткой и где-то жестокой жизни, они навсегда обречены на забвение…
Общество предпочитает о них не знать, государство - финансируя их элементарные потребности, о них не помнить…
И трудно сегодня кого-то и в чем-то обвинять. Родителей - в том, что они бросили своих детей, государство - в том, что не находит возможности выделить средства на своевременное проведение дорогостоящих операций, полноценного лечения, обеспечение достойных условий существования таким детям. Не нужно обвинений. Главное - людям не быть равнодушными. Не быть безучастными и не проходить мимо человеческого горя. Помогать тому, кто в этом нуждается.
Так я думала, сидя в разгруженной в Бутурлиновке машине, возвращающей нас к нашей обыденной повседневной жизни в Воронеж. Что думали другие, я не знаю. На обратном пути все молчали…
PS: после той поездки прошло уже много времени, а мне по ночам продолжают сниться эти дети, обреченные на забвение…
Общественная палата Воронежской области обращается за помощью ко всем, кому небезразлична жизнь находящихся в доме-интернате детей и кто может помочь приобрести оборудование. Тел: (4732) 39-27-09.