При дрессировке собаки вы обязательно должны соблюдать условия, необходимые для образования условного рефлекса:
- последовательное применение условного и безусловного раздражителей;
- применение безусловного раздражителя не позднее чем через 0.5-2 секунды после условного;
- многократное сочетание условного и безусловного раздражителей;
- в момент воздействия на собаку сочетания двух раздражителей, нервные центры коры головного мозга должны быть в активном состоянии и не быть занятыми другими видами нервной деятельности;
- должны отсутствовать или сведены к минимуму отвлекающие ориентировочные раздражители, мешающие образованию условного рефлекса;
- безусловный раздражитель должен быть по силе воздействия выше силы условного, но не вызывать торможения.
Давайте более подробно рассмотрим каждый из пунктов.
Последовательное применение условного и безусловного раздражителей - не имеет смысла сначала дернуть собаку (безусловный раздражитель), а потом подать команду «рядом» (условный раздражитель). Ведь команда подается для того, чтобы дать понять собаке, что сейчас поступит следующий, не всегда приятный для нее раздражитель. И что нужно как можно быстрее выполнить то, о чем хозяин ее просит, чтобы либо получить лакомство (при вкусопоощрительном методе дрессировки), либо избежать рывка поводком (при механическом методе).
Применение безусловного раздражителя не позднее чем через 0.5-2 секунды после условного - почему оговаривается именно такой промежуток времени? В тот момент, когда вы подаете собаке какую-то команду, она воспринимает ее, раздражение по нервным путям движется в кору головного мозга, и там возбуждается соответствующий нервный центр. Вот время прохождения сигнала как раз и составляет 0..5-2 секунды. Т.е., собака в состоянии именно в этот временной промежуток среагировать на вашу команду. Что особенно важно, если вы с собакой живете в густо населенном городе, где каждая секунда может решить, не попадет ли ваша собака под движущийся транспорт, если не выполнит вовремя поданную вами команду.
Многократное сочетание условного и безусловного раздражителей. Это условие не требует того, чтобы вы, как испорченная пластинка, зарядили минут на пять-десять бесконечное сидеть-сидеть-сидеть-сидеть-сидеть без единого механического усаживания собаки. Нет, здесь имеется в виду, что трижды осуществив сочетание условного раздражителя (команды) и безусловного (механического, допустим, воздействия) не стоит ожидать, что собака безотказно начнет выполнять подаваемую команду. Вам придется многократно, в течение не одного занятия и не одного дня, подавать команды и заставлять собаку их выполнять. Пока между нервными центрами в коре головного мозга не возникнет устойчивая связь, которая не разорвется, не смотря на сильные обстановочные раздражители.
В момент воздействия на собаку сочетания двух раздражителей, нервные центры коры головного мозга должны быть в активном состоянии и не быть занятыми другими видами нервной деятельности. Представьте себе, что ваш щенок всю ночь терпел, пришло утро, вы выводите его на прогулку, у него «давит на все клапана» все, что собралось за ночь, и именно в этот момент начинаете его обучать командам из курса общего послушания. Как вы думаете, он что-нибудь воспримет?
Для того, чтобы приступить к занятиям, собака должна быть хорошо выгуляна. Она не должна быть голодной. Не должна хотеть пить. Не должна быть слишком сытой. И дело тут даже не в том, что в противном случае она будет равнодушно относиться к лакомству. Просто в такие моменты все силы организма брошены на переваривание пищи и будет совершенно не до занятий.
Должны отсутствовать или сведены к минимуму отвлекающие ориентировочные раздражители, мешающие образованию условного рефлекса. А может быть вам придет в голову начать дрессировку вашей собаки на выставке собак или кошек? Конечно, я несколько утрирую, но смысл тот. Или сидевшую до полугода исключительно во дворе собаку вы решили начать дрессировать около оживленной автомобильной магистрали?
Заниматься с собакой нужно начинать в привычном для нее месте. Максимально удаленном от большого скопления людей, животных, транспорта. А потом, по мере формирования у нее необходимых условных рефлексов, вводить усложнения и с каждым занятием выходить все дальше «в люди». Иногда о том, что на сегодняшнем занятии тебе и твоей собаке встретится мощный обстановочный раздражитель, остается только догадываться.
Так получилось однажды, когда я занималась с американским бульдогом Асенькой.
Как-то вышли с американской бульдожкой Асенькой, которая у меня была на передержке с дрессировкой, на занятие. Девица она интересная, импульсивная, неординарная. Занимаемся уже два месяца. Многого достигли, но стабильности в ее работе я пока в упор не наблюдаю! То она два занятия показывает такие «чудеса дрессировки», что у меня душонка от счастья трепыхается, как целофановый пакет на ветру, прицепившийся за куст. То не на фоне ничего, при всеобщем благополучии, на совершенно ровном месте, начинает так тупить, что у меня возникает ощущение, что эту собаку мне за ночь просто кто-то умудрился подменить, и у меня новая, нулевая, ни разу ничему не обученная бульдожина…
В этот раз вроде все развивалось в нормальном режиме. Собака меня опять радовала, и мне казалось, что все будет совершенно ОК и никаких подводных рифов в наших степях Украины нам не встретится! Ан, не тут-то было!
Идем с ней по тротуару вдоль ограды института социального образования, расположенному рядом с нашим домом… И тут из-за угла навстречу нам, не по тротуару, а по проезжей части не очень оживленной дороги, выкатывается тетенька с детской коляской. То ли это очень молодая бабушка ребенка. То ли мама несколько в возрасте… А Аська имеет один очень большой недостаток. Она швыряется на детские коляски. Росла она не у меня. Потому я ничего не могу сказать о том, на фоне чего эта проблема возникла. То ли ее когда-то испугала коляска, то ли еще что стало тому причиной. Но проблема есть. И решать ее мне…
За два месяца обучения я достигла в этом плане весьма неплохих результатов. И собака теперь даже не пытается не то что броситься в направлении коляски, она даже не думает о том, чтобы ее облаять. Но… Этого мало. Мне надо, чтобы она работала надежно вне зависимости от количества проезжающих мимо колясок…
И потому, я усложняю обстановку, и когда коляска равняется с нами, начинаю Асю драконить обычным набором команд:
-рядом;
-сидеть;
-лежать;
-сидеть,
перемежая все эти укладки и посадки поворотами на месте налево, направо и кругом.
Аська таки тупит. И пытается усесться или улечься не в промежуток 0,5-2 секунды после поданной команды, а через все 5 и более! По большому счету, я ее понимаю, даже могу войти в ее положение… Однако ее попытки не находят отклика в моей черствой душе, и солидным рывком поводка, поскольку тушка эта весит немало, я принуждаю ее убедиться в том, что я - раздражитель куда более важный, чем тетка с коляской, и слушаться меня намного полезнее для ее организма, чем изображать из себя борца с «колясочными мельницами»!
И все бы было ничего! Но тетенька оказалась больно жалостливая! Она тоже остановилась и начала митинговать, активно размахивая руками:
-Садистка! Ты что с собакой делаешь!?
-Я!? Я приучаю ее не бросаться на коляски, в которых возят маленьких деток, во избежание несчастных случаев с ними… Сидеть! (рывок) Хооооооооорошо, сидеть! Лежать! (рывок) Хоооооооорошо, лежать!
-Люди! Да что же это делается! Вы только посмотрите, как она над собакой издевается!
-Рядом! (поворот налево) Хоооооооорошо, рядом! Сидеть! (рывок) Хооооооорошо, сидеть! Лежать! (рывок) Хоооооорошо, лежать! Рядом! (поворот направо)
-Да что же ты делаешь! Разве так обращаются с собакой!?
-Мадамммммммм…. Не учите бабушку кашлять! Рядом! (поворот налево) Хоооооооорошо, рядом! Сидеть! (рывок) Хооооооорошо, сидеть! Лежать! (рывок) Хоооооорошо, лежать! Рядом! (поворот направо)….
И я продолжаю движение с собакой! Вы мне не поверите, но тетка развернула коляску на ее задних колесах и пошла параллельно нам! В курс дрессировки входит обучение собаки движению в разных темпах! И мы с Аськой движемся то едва крадучись, то почти бегом! Тетка не отстает! Я продолжаю дергать собаку. Надо сказать, что она на коляску отвлекается все меньше и меньше!
-А вам никогда не говорили, что Вы - СВОЛОЧЬ!
Видимо, из уважения к такому определению, тетка перешла на «Вы», чтобы убить меня презрением окончательно, надежно, и раз и навсегда!
-Вы знаете, чаще, конечно, называют СТЕРВОЙ, но и звания СВОЛОЧИ я несколько раз удостаивалась!
Ииииииииии продолжаю движение с собакой. Остановка. Посадка. Повороты. Между ними опять посадки с укладками. Асенька практически все мои команды уже выполняет без рывков!
Я готова просто взять эту тетку за уши и громко, смачно, в обе щеки расчмАкать ее от всей души! Я же и мечтать не могла о том, что мне так повезет а этот раз с занятием! Честное слово!
Научить Асеньку надежной работе, несмотря на наличие рядом жутко смущающих ее и раздражающих колясок, было необходимо, но достаточно проблематично! Я специально выволакивалась с ней на центральную улицу Донецка - Артема, во-первых, для обучения ее работе рядом с оживленной проезжей частью, во-вторых, именно для того, чтобы приучить ее равнодушно относиться к коляскам! Одного не могу понять. Зачем эти мамаши тащут детей к САМОЙ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ!? Ведь даже в соседнем дворе уровень концентрации выхлопных газов куда ниже, чем тут… Пару раз проходила мимо каждой мамаши… Но не будешь же двигаться с собакой рядом с коляской!? Ведь так и в голову получить недолго! От мамаши. Или курящего где-то рядом папаши!
А ТУТ ТАКАЯ УДАЧА! Я ее даже не просила о такой услуге! Она сама решила быть сопровождающей нас! Мало того, что она была с коляской! Она же еще орала, как потерпевшая! Что для воспитания собаки, склонной к неудержимой охране человека, которого она ведет на поводке, весьма и весьма полезно в плане отработки выдержки! КАК МНЕ ПОВЕЗЛО!
А тетка все продолжала митинговать!
-Да на Вас надо в суд подать! Да о Вас нужно грЫнпЫс информировать!
Когда я, Ася, тетка и коляска благополучно миновали институт социального образования, дома 181-В, 197-А и 197-Г по улице Артема и почти дошли до парка горбольницы №2, моя разлюбимая бульдожина уже шла вообще с поводком, лежащим у нее на толстой спине, преданно глядела мне в глаза, и видала колясочную тетку в телевизоре! И даже не в цветном, а в черно-белом!
И только то, что она от нас отстала, не решившись трясти ребенка по необлагороженному асфальтированными дорожками парку, спасло ее от неминуемой «расплаты»! От яростного и благодарного расцеловывания! За неоценимую помощь в дрессировке крайне сложной собаки!
Безусловный раздражитель должен быть по силе воздействия выше силы условного, но не вызывать торможения. Звучит сложно, выглядит совершенно просто. Яркой иллюстрацией этого утверждения может служить классический «Ералашевский» сюжет о собачке, которая «неадекватно» реагировала на команды. Когда мальчик совершенно дурным голосом орал ей: «СИДЕЕЕЕТЬ!!!» - после чего собачка от испуга делала большую лужу. Потому команды собаке подаем спокойно, уверенно, без крика, раздражения и тоном, не допускающим у нее сомнения в том, что вы заставите ее эту команду выполнить. А вот механическое воздействие, применяемое к ней через две секунды после поданной команды должно быть более чувствительным. Но не настолько резким, чтобы собака вообще перестала воспринимать какие-либо раздражители от испуга.
Если вы будете придерживаться этих правил, дрессировка будет давать положительные результаты в кратчайшие сроки, условные рефлексы будут вырабатываться быстро и надежно. Ваша собака будет работать безотказно, а безотказность ее работы будет зависеть только от того, насколько серьезно вы подошли к процессу дрессировки и придерживались теоретических и практических основ дрессуры.