Женитьба назло (1929) - закат славы великого Бастера Китона

Sep 01, 2020 12:06

Довольно символично было смотреть один из последних отличных фильмов великого актера в последние день лета и была это "Женитьба назло" (Spite Marriage) Бастера Китона в рамках рандомной слоурулетки от iw-gdk.



В советское время и в 90-е годы по телевидению довольно часто показывали фильмы Чарли Чаплина и я, как и многие другие, считал его чуть ли не единственным комиком немого кино. Однако в середине 90-х случайно по кабельному я увидел кусочек фильма Бастера Китона - и был восхищен его талантом, неподражаемой мимикой и сложностью акробатических номеров. Так для меня открылся второй актер из великой тройки немного кино - Чаплин, Китон и Гарольд Ллойд. И именно Китон импонирует мне больше всех. Так что когда в рулетке выпал его фильм, я сильно обрадовался.

[читать дальше]


По сюжету фильма бедный служащий химчистки Элмер (Китон) по уши влюблен в актрису Трилби Дрю (Дороти Себастиан), после работы он одевает смокинги своих клиентов и посещает театр, где выступает его любовь. Когда партнер актрисы и ее возлюбленный женится на другой, Трилби в ту же ночь в отместку выходит замуж на Элмера считая его миллионером. Когда ошибка раскрывается, агент актрисы убеждает ее развестись, поскольку брак с бедняком может разрушить ее звездную карьеру. После череды забавных злоключений Элмера спасает в море яхта, на которой путешествует Трилби, опять сошедшаяся со своим возлюбленным. Здесь благородный и влюбленный Элмер спасет Трилби от верной гибели и рук бандитов, и она наконец-то полюбит его.



Шел 1928 год, потихоньку заканчивалась эра немого кино, большие студии подминали под себя кассовые сборы, кинотеатры и актеров. Не обошла эта участь и величайшего комика немого кино Бастера Китона, подписавшего контракт с «Metro-Goldwyn-Mayer». Джозеф Фрэнк Китон, получивший свое прозвище "Бастер" от самого Гарри Гудини, и выступавший с 3 лет вместе с родителями на цирковых и театральных подмостках, отлично пел и танцевал, так что его не пугал приход звукового кино. Мало того, Бастер был со-режиссером и постановщиком трюков практически всех своих фильмов, так что он прекрасно осознавал, какие возможности даст ему звуковое кино. Новый фильм Бастер хотел сделать первым "говорящим" фильмом в своей карьере, прописав достаточно много диалогов. Но студия уперлась. Во-первых, у студии был всего один комплект звукозаписывающего оборудования, а во-вторых, запись диалогов могла прилично раздуть бюджет и затянуть время съемок. Китону отказали в звуке, но непокорный комик все равно ухитрился записать не только стандартную музыкальную дорожку, но и смех и возгласы зрителей в нужных ему местах, что было довольно ново на то время.



В фильме прекрасно все - превосходный Бастер Китон, другие актеры, бесподобные трюки и забавные гэги. Немного смущают частые вставки с текстовыми диалогами - авторы пытались компенсировать отсутствие звука, но немые сцены просто бесподобны. Хороша и парнерша по фильму Дороти Себастиан, с которой Китон имел длительную интригу. Фильм по достоинству оценили критики и зрители, он имел достаточно хороший успех. Однако, рвение актера к участию в съемках не оценила студия и больше его к режиссуре не допускали, а в последующих лентах и вовсе разбавили его игру другими актерами.



Все это происходило на фоне семейных неурядиц - после рождения второго ребенка (1924), жена Бастера Натали Толмадж отселила плодовитого супруга в отдельную спальню, в то время как нанятые ей частные детективы стали отслеживать любовные интрижки актера. Натали при этом не забывала тратить баснословные суммы из заработков мужа на новые дизайнерские наряды. Дело шло к разводу (1932), в ходе которого Натали заберет все имущество Бастера и запретит ему видеться с детьми. Развод, невозможность творческой реализации и очень сложные условия съемок звукового кино привели к срыву актера и алкогольному запою, из которого он выйдет быстро, но уже не вернется на вершину кинематографа аж до конца 50-х годов, когда новая волна популярности старого немого кино не подарит ему заслуженное признание.



Возможно, "Женитьба назло" и не является таким признанным шедевром как "Генерал", но это однозначно отличный фильм великого комика. Бастер одним движением брови может заставить вас улыбнуться, а другим - кататься от смеха. Конечно, все удачные трюки и гэги из фильмов Бастера были многократно скопированы и переиграны, поэтому многие моменты могут показаться довольно знакомыми. Кроме того, в фильме довольно много от драмы - разбитое сердце, отвергнутая любовь и т.д. Поэтому, не могу сказать, что этот фильм заставит вас смеяться до слез, но улыбаться - однозначно))



Бастер и красотка Дороти.



Бастер, жена Натали и дети.



Дядюшка Бастер делал отличное кино, воздадим ему должное.

1920-е, кинорулетка, рецензия

Previous post Next post
Up