Позавчера официально стартовала пред-Оскарная лихорадка - объявлены номинанты на самую известную кино-премию, и, судя по всему, "Черный клановец" Спайка Ли является главным претендентом на фильм года. Но посмотрел я его еще на прошлой неделе. Точнее будет сказать "досмотрел", ведь начинали смотреть его с женой еще в прошлом году.
Первый афро-американский полицейский в Колорадо-Спрингс Рон Сталворт с помощью еврея Филипа Циммерманна работая под прикрытием внедряется в сеть Ку-Клукс-Клана и проводит успешное расследование, раскрывая преступную деятельность организации и ее членов. Однако, вместо масштабных арестов расследование прикрывают.
Фильмы Спайка Ли как-то все время проходили мимо, так что смотрел с полным ощущением "табула раса" - без предубеждений и завышенных ожиданий.
+ Фильм хорошо снят - отличная стилизация под 70-е, убедительная игра актеров, приятная цветокоррекция картинки и достойный саундтрек. Очевидно, что над фильмом хорошо поработали. Очень хороши актеры, сыгравшие второстепенные роли - плохих копов, членов ККК, они реально вызывают отвращение и жалость. Интересно посмотреть Джона Дэвида Вашингтона (бывшего спортсмена, сына Дэнзела Вашингтона), в первой в его карьере главной ролью, а также Адама Драйвера не в роли неудачника Кайло Рена из Звездных войн (видел "Удачу Логана", но фильм не особо запомнился).
Также, хорошо заметно, что в основе лежит литературный источник - книга самого Рона Столварта - в фильме присутствуют и упоминаются куча реальных известных личностей того времени. Это, впрочем, играет и против фильма, так как не всегда понятно, какую роль играют многие из упомянутых лиц в данном фильме.
- Однако нельзя не отметить и минусы. Фильм позиционировался как комедия, но уже в первой половине настроение фильма меняется на драму. Согласитесь, совсем неожиданно увидеть достаточно серьезную драму при просмотре комедии (хотя, например, в корейском кинематографе это стандартный ход). При этом уже с середины фильма совершенно не к месту выглядит веселая физиономия Вашингтона и редкие попытки визуально юморить из разряда "смотрите, Столварт - черный охранник магистра ККК Дэвида Дюка" при нагнетающей атмосферу драматической музыке и соответствующем развитии событий.
Потеряв комедийную нить, фильм теряет и темп - сюжет в середине провисает и до финальной развязки топчется на месте - повторяются похожие и присутствуют лишние сцены. И уж совсем охлаждающим душем являются показанные в финале документальные кадры трагических событий в Шарлоттсвилле 11-12.08.2017, в ходе которых при умышленном наезде автомобиля в толпу демонстрантов пострадало около 30 человек и погибла одна участница анти-дискриминационных выступлений. Вот как-то совсем не до смеха после таких кадров.
Сложно сказать, где находится тонкая грань между анти-расистскими лозунгами и демаршем одной расы против другой. Высмеивание Ку-Клукс-Клана и заострение внимания на расистских выходках белых полицейских Колорадо-Спрингс являются довольно удачными ходами "Черного клановца". В то же время нельзя не заметить, что все белые в Клавноце - или категорично тупые расисты, или серая нейтральная масса, которая боится высовываться, и даже заменяющий Столварта при выходах "в поле" еврей Циммерманн не доволен своей ролью, и, естественно все они теряются на фоне самого умного и пробивного Столварта или темнокожих активистов движения Черных пантер.
Черный клановец - серьезный фильм о расовой дискриминации, который прикрываясь юмором пытается выбить почву из-под ног движений за "белое равенство" или "превосходство" или как там они еще называются. Подозреваю, что тема все еще достаточно актуальная в Штатах и фильм ожидаемо собрал и кассу, и номинации на Оскар. Вызывает сожаление тот факт, что режиссер не использовал всю мощь юмора и не сделал действительно смешную комедию с тем же посылом. Мне кажется, что именно удачные комедии с темнокожими актерами сделали большую роль в развитии толерантности, чем драмы, которые стабильно смотрит гораздо меньше зрителей.
Также, очень похоже, что фильм задумывался как комедия, но после избрания Трампа, прошлогоднего успеха "Формулы воды" и скандалов последних лет, что Оскар "сильно белый", сценарий срочно переделали под драму, чтобы еще и наград собрать, отсюда и провалы в сюжете и конфликт иронии и драмы в середине фильма.