Поход по Абхазии

Oct 02, 2013 19:40

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Что-то у меня никак отходняк не пройдет и сил нет ни на что, но если сейчас не напишу, знаю по опыту, потом уже не соберусь, так что вот мои впечатления о нашей поездке в Абхазию :)

Я уже писала, они неоднозначны. Сейчас явно был не самое удачное время для поездки на Черное море, все лето там была плохая погода, а во время нашего приезда и вообще треш. Местные говорили про аномально холодный и дождливый год, бродили слухи про испытания секретных погодных изменения для олимпиады, бгг, но мы видим, что и в Москве такая же хрень...
Надо было, как и собирались, ехать в турцию на Ликийскую тропу, зря я зассала :)))

Итак, в целях экономии мы решили ехать плацкартом, с билетами ужасная проблема, если туда еще удалось выловить более-менее нормальные места, то обратно в 8-00 за 45 дней до отъезда в первую же минуту продаж мы увидели на сайте РЖД только верхние места в единственном плацкартном вагоне. Обратная дорога была веселой :(

Самолет можно было купить примерно за 32 тысячи, но в какой-то сраный Адлер меня жаба давила столько платить, а акций я не увидела уже.

15 сентября

Приехали, доехали за 150 р с человека от вокзала до Псоу (граница России и Абхазии), подождали там еще 2 семьи участников (они прилетали на самолете) и пошли пешочком через границу - для этого надо перейти по мосту.
Совок ужасный, публика отвратительная, буэ, короче.
Вот мы и в Абхазии, типа ура. Там нас встретил Соболь, с которым Андрей заранее договорился от заброске чуть выше озера Рица, максимально высоко куда можно проехать на машине. Водитель и человек с которым Андрей договаривался, нам очень понравились, но недешево, т.к. ехали они из Сухума. Но надежные. И один из них директор школы, бгг. Проводили нам по ходу поездки экскурсию, ехали часа 4 наверное, уже не помню точно.

Вылезли и пошли наверх. Скоро начало накрапывать, пасмурно, нежарко, отстой какой-то, короче. Поставили лагерь, поужинали и легли спать. Ночью начался ливень :((

16 сентября

Утром дождь не кончался, и лил весь день. Мы, конечно, никуда не пошли, отсиживались и печально думали а если так будет все 2 недели когда же он кончится, и что делать, если не кончится. Гулять под дождиком по местным дорогам не самое приятное занятие - дорогие ужасные, тропы размывает в жижу... Боевой запал падал, дети в палатках стали сходить с ума, я полдня вообще не вылезала на улицу и пыталась отсыпаться за безумные две недели сентября в Москве.

17 сентября

На следующий день все-таки дождь прекратился, мы быстро собрались и пошли наверх - нашей целью было озеро Мзы на высоте 2300.
Навстречу попадались пастухи с коровами, иногда нас обгоняли коммерческие группы туристов на лошадках, которые копытами превращали размокшую тропу еще в большее говно.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Под ногами очень много воды, все ноги мокрые. Встречали буйволов и балаган (домик) местных. Местные не радуют приветливостью.

Идем наверх, даже Аня на наше удивление идет бодренько и почти не ноет!

Озеро уже совсем близко, это последний взлет. Вокруг очень красиво, даже несмотря на пасмурную погоду, рядом журчит по камешкам речка, цветочки...

Посмотреть на Яндекс.Фотках

И вот мы на озере, хоть и грязные, как свиньи :)

В солнечную погоду тут должно быть совсем обалденно. Рядом с озером заросли черники, которую дети тут же стали активно объедать и стали похожи на чумазых монстров. Народ весь свалил, мы поставили палатки, приготовили на горелке ужин, только успели поеть - заморосил мелкий дождик, и Андрей сказал, показав рукой на не очень далекую вершинку: "А вон там снег пошел..."
Затолкала детей в палатку и легли спать.
Перед сном Андрей отругал меня за то, что ботинки под тентом положила на бок, а не поставила стоя, сказал что если ночью под палаткой потечет вода, потечет она прямо в ботинки. Мне стало как-то совсем грустно, когда я представила что подо мной течет вода в мои ботинки...

18 сентября

Ночью и правда лил дождь, но к утру прекратился, правда было очень холодно, самое холодное утро у нас в походе было именно на Мзы.

Поэтому собрались довольно быстро и пошли обратно вниз.

Опять по грязи, ставшей еще более жидкой и противной, временами облезали тропу по кустами или просто лезли по краю тропы, держась за ветки. Дети молодцы, не ныли, шли хорошо. К обеду спустились ниже вчерашнего места стоянки. Лес очень красивый, с елок в 3 обхвата свисают седые косматые лишайники, как бороды, замшелые камни, золотые деревья...

Маленькая вставочка. Я последнюю неделю страдала, как нам не повезло с погодой бла-бла-бла. Сегодня Андрей прислал мне вот эту ссылку:

Это местный абхазский форум туристов, темка про погоду. Вот так выглядела эта тропа на Мзы буквально через несколько дней после того как мы там были.
Друзья, нам просто пиздецки повезло! Что нас там не накрыло этой пургой.

"Только что с гор с Рицы. Снег начинается мелкими проталинами после озера ближе к Авадхаре, у самого источника - ровный слой 10-15 см, начало тропы на Мзы - 30 см, у самого озера по пояс ппц, идти очень тяжело, на ближайших склонах лавиноопасно. Но тает хорошо."

Вот такое херовое лето :))

В общем, пошли мы дальше вниз, нашей следующей радиальной целью было попасть в Долину Семи Озер, дорога на нее отходила от той, по которой мы заезжали к Мзы.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Свернули на эту дорожку, мимо нас проезжали джипы с коммерческими турыстами и весело ехали наверх, а мы неторопливо брели по красивому лесу. Андрей нашел нам уютное местечко как раз под наши три палатки, рядом с огромным замшелым бульником, на котором дети соорудили себе очередной домик и откуда подстраивали нам разные ловушки :)

19 сентября

Переночевали, утром блин опять пошел дождь, как только собрались. Что делать, пошли наверх.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Подъем на перевал немаленький, серпантинами, по грунтовке.

По дороге объедали по сторонам ежевику и остатки земляники. Место известное, возят туда людей отовсюду, на эти 7 озер посмотреть. Пообедали в ложбинке в буковом лесу, видно что там давно туристическая тропа, на огромных толстенных буках (я никогда таких широченных не видела!) много вырезанных ножом надписей "здесь был Вася" разных лет, самая старая, которую мы нашли, была от 1949 года!

Пообедали и пошли дальше наверх, наша цель была подняться на перевал и чуть приспуститься в Долину Семи Озер и встать на ночевку где-то там.
Виды на нашу долину открывали потрясающие! Удивительное буйство осенних красок! Я у нас такого не видела, там смешаны все оттенки красного, оранжевого и желтого. Несколько раз в дырки проглянуло солнышко, и от красоты можно было просто ослепнуть!

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Над окрестными вершинками висели сизые тучи, что тоже добавляло определенной красоты (но не тепла).

Это мы почти на перевале

Наверху стоит очередной "балаган" и навес для лошадей, на которых возят в ДСО туристов по тысяче рублей с человека. Вся группа быстренько прошла через все это дело и пошла по тропочке в сторону долины, а я с Аней задержалась на краю на минуту, чтобы поснимать, и тут ко мне подошел местный горец в папахе и неприветливо спросил, куда мы идем. Я уже поняла что от местного населения ничего хорошего ждать не приходится, попыталась отмазаться как-то, побежали догонять остальных, но горец не отвязался, а начал свистеть и орать группе, чтобы подошли к нему. Пришлось пообщаться с ним, причем говорил он не очень вежливо в стиле "в глаза мне смотри, ты чего со мной так разговариваешь, ты вапще кто". Краткий смысл - в Долине Семи озер нельзя стоять в палатках и типа туда не ходи сюда ходи (показал на полянку прям рядом с их балаганом). Андрей как-то не восторге был, когда этот хрен свалил, сказал пошли все равно туда, посмотрим, может найдем, где заныкаться. Мы с Ленкой что-то совсем зассали, т.к. местные многие ходят с оружием, и даже если формально правы мы (что поди докажи), то если ночью к нам в лагерь припрутся какие-нибудь уроды, будет не очень весело, тем более плакатик о том, что самодеятельный туризм и разбивка лагерей там запрещена, и правда не поленились поставить.
В общем, уломали Андрея встать, чуть вернувшись назад, к тому же дальше по тропе был ужасно сильный ветер. Я считаю, что в общем мы правильно сделали. Все устали и было неприятно после общения с джигитом. Андрей нашел ровное место в овражке, вечером был костер, жизнь наладилась.

20 сентября

Утром опять подошли к балагану и попросили оставить на время там рюкзаки, взяли самое ценное с все для обеда с собой, и пошли в ДСО радиально налегке.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Ну что я скажу, хорошо что мы не пошли туда с мешками. Тропа козья, сначала погода была неплохая, даже солнышко проглядывало, но вокруг все время ходили какие-то неприятные тучи. Мы шли последними, т.к. Аня самая маленькая, и шла медленнее всех. Нас обгоняли группы на лошадках и встретилась даже одна группа пляжных туристов под руководством местного гида в резиновых сапогах, бгг. Жалко их было :) Иногда накрапывал легкий дождичек, и тут случилось это. Я увидела как на нас быстро ползет плотное облако, минута и мы оказались в нем. Не видно ни хера, и к тому же как польет просто как из ведра! Через 30 секунд мы были мокрые до трусов. Козья тропка траверсом превратилась в мутный ручеек под ногами, скользко и страшно. А главное, непонятно, сколько это будет продолжаться. До озер оставалось километра три. Но вокруг молоко и весь смысл как-то теряется. По рации связалась первая семья (с маленьким ребенком в переноске), они были заметно выше нас, но и от них еще было вверх несколько взлетов. Сказали что их тоже накрыло ливнем и они спускаются (хотя они вообще мега-спортсмены оба и потом очень сокрушались, что зассали, но это уже потом :). Но если бы они не сказали это, Андрей бы поперся дальше, а я с детьми что-то вообще не горела ставить спортивные рекорды и рвать жопу промокнув насквозь и замерзнув как цуцик.
Так что пошли мы назад. Сзади гремела гроза (а кто не знает, гроза в горах это очень страшно на самом деле), облака летали то в одну сторону, то в другую, наше облако сдуло, слава богу, остались мы, облепленные мокрой одеждой, но что и откуда прилетит, было совсем неясно. Я считаю, наше решение было правильным, горы нас не пустили в этот раз, ну и хрен с ним, одно озеро мы посмотрели, а потом нам сказали что самые опупительные виды были как раз те, в золотую долину, из которой мы пришли :)

Рододендрончики

Мама-папа-я - спортивная семья

На обратной дороге даже солнышко на нас посветило, и вокруг опять стало красиво. Даже кое-какая одежда высохла прямо на нас, все-таки горное солнце мощь :)
Взяли у горцев наши мешки и пошли вниз, обратно бежалось быстро и весело, и в 3 часа мы были уже на месте позапрошлого обеда в ложбинке в буковом лесу возле изрезанных нерадивыми туристами буков, и решили там уже и заночевать, хотя Андрей поначалу рвался идти еще на одну ночевку ниже (но это мы бы порвались, конечно, и пришли бы уже по темноте да плюс мокрые насквозь).
Вечер был посвящен сушке вещей своих и детских :)))))

Ночью опять лил сцуко дождь, потом начала греметь гроза, которая приближалась, но к счастью прошла мимо. От других туристов слышали потом, что кого-то она здорово потрепала, так что хорошо, что прошла :)

21 сентября

Утром пошли дальше вниз, по серпантинам. По дороге встретили двух велосипедистов из Новокузнецка, они ехали наверх. Интересно, как у них поход прошел :)

Скрипя коленками, сбежали на дорогу, по которой в первый день нас завозила машина в сторону Мзы, и пошли по ней вниз в сторону озера Рица, попутно ловя УАЗик. Нашелся водила, который нас по сдельной цене довез до злачных мест (5 взрослых,помимо водителя, и четверо детей, плюс куча наших мешков влезли в один УАЗик, прикиньте!), мы загрузились в кафешку на берегу озера и стали морально разлагаться при помощи шашлыка, плова и домашнего вина по 50 р. за стакан :)
Пока мы разлагались, опять полило как из ведра, еле успела сувениров купить! И лило как-то без особых просветов, а время между тем подходило к 17 часам, а нам еще вверх на озеро Малая Рица карабкаться, а подъем там нам обещали весьма крутой. Повздыхали мы, дали себе контрольное время 15 минут, дождь стал только сильнее, что делать - закупорились, лишнее сняли, чтобы осталось сухим, выдохнули и вышли из-под уютного навесика под ливень.

Озеро Малая Рица было третьей целью нашего небольшого похода. Андрей думал еще пройти от него через Гегский водопад, но там довольно круто, и мечтам его не суждено было сбыться.

Тропа на Малую Рицу просто волшебная! Ни в какое сравнение с грязной дорогой на Мзы не идет, проходит по сказочному лесу, как будто вышедшему из детских книжек про волшебников. Огромные древние деревья, обвитые лианами в руку толщиной, замшелые валуны, увитые плющом, буйство зелени, шикарная маркированная туристическая тропа, отсыпанная щебнем. Как жалко было идти по всей этой нереальной красоте под ливнем в промокшей насквозь одежде с ноющей Анюткой! Дорога от Рицы до Малой Рицы заняла у нашей тормозной команды 2 часа, озеро показалось перед нами уже в самом конце. Рядом были видны обрывистые скалы, жалко, дальние пейзажи были закрыты облаками.

Малая Рица - потрясающая. Удивительная зеленая вода, в которой плавает множество тритонов и прочей живности, стволы упавших деревьев, уходящие в эту манящую синь, тишина...
Правда, когда мы пришли туда, там стояла палатка каких-то туристов, как выяснилось потом, у них был первый день похода и потом они пошли на Гегский водопад. В наш последний день в Абхазии Андрей встретил их в Новом Афоне и они поделились впечатлениями о том как их накрывало дождями и снегом, и как они отсиживались в каком-то балагане под какими-то шкурами :)))

В общем, поставили мы палатки под проливным дождем, и залезли в них отдыхать, с отвращением скинув мокрые вещи в тамбур под тентом. Еду готовили под большим тентом на горелке, ели в палатке :))))
Поздно вечером ходили с Андреем и детьми с фонариками на берег озера и разглядывали носящихся прямо над водой летучих мышей, стаи жуков-плавунцов, здоровенных головастиков лягушек и плавающих в озере тритонов.

22 сентября

Половину следующего дня опять лил дождь, хотя ночью как обычно издевательски были звезды и луна. Во второй половине дня дождь поутих и мальчики развели нам костер для просушки. Оставшуюся половину дня мы привычно сушили вещи =))) Андрей смотрел на все это очень скептически.

Было ясно, что никакой Гегский водопад и перевал нам уже не светит. Прибрела еще одна группа туристов, которые сбегали на большую Рицу и договорились на завтра насчет машину оттуда до Гагры. Предложили нам поделить машину - нам нужно было в Пицунду - чему мы ужасно обрадовались.

Зато на озере обнаружился полусломанный водный велосипед - катамаран с самодельным веслом, на котором полдня с веселым стуком все по очереди катались (кроме меня, как известного паникера :)

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Групповое фото команды в конце похода

23 сентября

в 12 часов нам нужно быть у машины, поэтому в 10 мы вышли и за час дошли до места. Сказочной дорожкой в этот раз удалось наладиться больше, т.к. дождя не было и даже изредка проглядывало солнышко.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Уехали из негостеприимных гор с надеждой, что уж на побережье-то погода просто обязана быть хорошей :)
Как мы ошибались...

Доехали до центра Пицунды, купили продуктов на день, наконец-то вышло солнце, и мы впервые за неделю раздели детей до футболок. Какое счастье! Еще чуть-чуть, и шорты пригодятся!

Пошли в сторону пляжа, чтобы встать с палатками, но вход на городской пляж оказался платным, и охранники сказали что в нужную сторону по пляжу мы не пройдем т.к. там огороженная территория - местная "спецдача" с камерами. Так и оказалось. С мыслями что море уже в 15-ти минутах ходьбы, мы подбадривали детей, что вот-вот будет море. Но море никак не появлялось. Не появлялось оно целых 5 километров! Когда оно наконец появилось, куда-то уже делось солнце и налетел холодный ветер. Натянув на детей шапки, мы побрели к кемпингу, где поставили палатки за 400 р за штуку. Но нам обещали горячую воду и кухню, и море плескалось буквально у наших ног.
Но тут, да, вы угадали, ПОШЕЛ ДОЖДЬ!!!

24 сентября

Дождь шел вечером, и следующим утром. И днем. Мы поняли, что больше тут оставаться невозможно и у нас начинается натуральная избянка. Попрощались с Ленкой и Егором (у них на следующий день был самолет) и часа в 4 уехали на маршрутке в центр Пицунды, а оттуда под проливным дождем на другом водиле поехали в Новый Афон с мыслями, что там хоть достопримечательности какие-то есть.

Про грустную историю полуторачасового поиска жилья под чутким руководством местных перекупщиков я промолчу, в результате мы отослали и урода-водилу, и всех посредников, и заселились в чудесную частную гостиницу в центре Афона с видом на Ново-Афонский монастырь, отличные номера с удобствами и кондиционером на обогрев обошлись нам по 1200 рублей в сутки за номер. Вот прямо слава богу что мы туда заселились, единственное светлое пятно за тот день :)))

25 сентября

Утром в небе были очередные настраивающие на позитив просветы и монастырь на горе очень красиво просвечивался встающим солнышком.
Этот день мы посвятили прогулкам по городу в сторону него. Пока мы собирались, солнышко пропало, стало пасмурно, но хоть без дождя, и то спасибо. На море вообще не тянуло. Все разговоры вокруг были про погоду, затопленный Сочи и кто из отдыхающих за 2 или за 3 недели сколько раз успел искупаться :)

По дороге к монастырю прошли через старую ж/д станцию Псырцха.

Потрясающий павильон, вазы эти, фонари... ужасно жалко, что вся эта красота разрушается и нет денег на ее восстановление... былая роскошь и сейчас очень красива и впечатляет:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Раз в день тут проезжает поезд Адлер-Сухум и обратный, но нам так и не повезло его увидеть, оба раза он сильно задерживался.

Мимо водопадов и восстановленной буквально в прошлом году старинной ГЭС дошли до Ново-Афонского монастыря. Сама церковь отреставрирована и очень красива, колокольня в лесах, но снаружи пока выглядит вот так:

Кое-где выбитые стекла, висит сушится белье, из окон келий пахнет супчиком :)
Сейчас они отсоединились от патриарха Кирилла, что, в общем, я понимаю. Вообще к нему в Абхазии очень плохо относятся.
Денег, видимо, совсем мало, но потихоньку, надеюсь, восстановят все.

Внутри очень красиво!

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Был какой-то праздник и в Новый Афон съехалось много священников и паломников которые заняли все места в гостиницах

Когда мы вышли из монастыря, опять полил сильный дождь, мы вернулись домой пообедать и больше уже никуда не пошли, просто грелись, стирались и сохли :) (Да, по дороге купили очень вкусной зеленой чачи их фейхоа, всем рекомендую!)

А одичавшие отмытые дети смотрели из кровати канал "Карусель" :)))

26 сентября

Утром стало ясно, что счастье все-таки наступило - небо было чистое! Мы не верили своим глазам и ничего не планировали :)
Опять мимо станции Псырцха пошли на пешеходную тропинку к гроту святого апостола Симона Кананита.

На солнышке все смотрелось еще красивее!

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Дорожка в общей сложности метров 500, грот в скале, к которой ведут крутые ступеньки, внутри все закопченное от свечей, на всех стенках пещеры прикреплены иконки, небольшая икона самого апостола, на стене краской написана молитва, лежат свечи, которые можно поставить, вообще там даже службы проводятся.

По дороге к гроту есть камень с отпечатком следа апостола и чудотворный источник, исцеляющий от болезней :)

Погода была прекрасная, мы впервые шли в шортах и майках, было даже жарко!

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Какая красота, мы наконец-то почувствовали себя в солнечной Абхазии! После грота зашли домой и побежали на море. Море разочаровало - было холодное, мутное от половодья с гор и не сказать чтобы спокойное. Но поваляться на пляже было очень приятно, а штормом на берег выкинуло очень много раковин, и я с детьми ходила по прибрежной полосе и собирала их, домой привезли целый мешок :))

27 сентября

Следующий день был похож на предыдущий - жара, солнце, чистое небо! Жалко, что Ленка Варнавская с Егором улетели, не дождавшись, наконец, этого солнца и тепла.

Утром по холодку в 7 часов Андрей убежал куда-то наверх смотреть на древнюю абхазскую крепость, и встретил там Женю :)

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пофотографировал и пошел на реку искать "Три котла", вроде даже нашел.

Потом у нас была запланирована экскурсия в Ново-Афонскую пещеру.

Пещера огромная, из нескольких залов, открыта была в 1961 году, и с 1975 года открыта для посещения туристами. В начале все садятся в настоящий поезд, и по построенному метростроевцами туннелю едут полтора километра вглубь горы. Там очень интересная экскурсия по шести залам, сталактиты-сталагмиты-сталагнаты-геликтиты (натеки), подземные озера, мосты над ними, подсвеченные гроты, всем рекомендую там побывать, если занесет в Новый Афон!

Леденцовые сталагмиты:

После обеда опять пошли оттопыриваться на море.

После моря еще поднялись на Новоафонскую гору, вернее Андрей дошел до самом верха, чтобы увиделать поставленный там паровоз, а мы с девчонками сдались на половине пути, т.к. детям надоело и Настю сильно напугали многоножки. На спуске встретили охотника

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вечером собрали вещи, а в 6 утра сели на главной площади на маршрутку до Псоу и поехали в сторону границы. В этот день уже опять пошел дождь, так что мы уехали вовремя :) Два денька на солнце мне хватило, чтобы даже слегка загореть, несмотря на защитный крем, вот такое оно нормальное абхазское Амра (солнце :)

В конце трое участников (Катя, потом и мы с Аней в более легкой форме) цепанули какую-то местную инфекцию, видимо из водопроводной воды, которой меня все пугали. Концовка и выезды из-за этого получились смазанными, два дня добираться домой тяжеловато все-таки, особенно с дурацкими местами в поезде.

Что из выводов - хоть и говорят, что в Абхазии в море очень чистая вода (правда мы ее не увидели из-за погоды), ехать туда с детьми я не посоветую. Сервиса нет, цены не сказать чтобы низкие, фрукты-овощи привозные, плохие и дорогие, местные неприветливые, зараза какая-то. Природа, конечно, да, местами просто АХ. Но для меня лично, пожалуй, хватило одного раза :))))

Абхазия, фото, отчет, путешествия, походы, поездки, детское