8-10 февраля состоялся международный семинар в рамках обучающей программы «Структурные расстановки и расстановки внутренних частей», который провел известный расстановщик Ласло Маттиязовски, - терапевт с более чем 40-летним опытом работы. Организаторами программы является Институт Прикладной Психологии "Садалмелик".
Ключевой темой модуля программы стала работа с вопросами.
Так же как и в коучинге, вопросы в структурных расстановках играют наиболее важную роль, убежден Ласло. «Как в групповой, так и индивидуальной терапии мы не зацикливаемся на проблеме клиента. Проблема - это меньшее, что должно нас интересовать. В первую очередь мы задаем вопросы, и направляем их на решение проблемы!», - делится с группой ведущий.
Когда человек уверен в том, что его ситуацию невозможно решить, то его взгляд на проблему значительно сужается, и он не может заметить ресурсов, которые имеются.
В подходе, ориентированном на разрешение, важно задавать вопросы, которые помогут посмотреть клиенту на свою ситуацию со стороны; помогут увидеть, что в ситуации есть и положительные стороны, а также заложены ресурсы для ее решения.
Такими вопросами служат:
· Что хочется изменить в настоящей ситуации?
· Кто еще вовлечен в эту ситуацию?
· Какие исключения из ситуации были в прошлом? (Было ли что-то хорошее, даже когда ситуация была таковой)
· Какие исключения есть в настоящем?
· Каких изменений клиент хочет в будущем?
Помимо общих вопросов, Ласло рассказал о пяти категориях вопросов, направленных на поиск ресурсов, прояснение ситуации, прояснение цели, уточнения и поиск исключений.
Для определения ресурсов, ведущий предложил ряд таких вопросов:
· Есть ли что-то, что хорошо на сегодня?
· Есть ли что-то, что должно остаться таким, какое оно уже есть?
· Есть ли что-то, что нравится, что приносит удовольствие?
· Есть ли что-то, что Вы хорошо умеете делать, и что другие ценят в Вас?
А для прояснения цели Ласло Маттиязовски привел такие примеры вопросов:
· Что должно быть вместо этой ситуации?
· Когда Вы достигнете цели, что должно измениться?
В данном вопросе важна конкретика: например, если клиента мучает какой-то страх, и при ответе он указывает «у меня не будет страха» - этого не достаточно. Клиент не говорит, что будет вместо страха. И тут терапевту важно настоять, чтобы клиент назвал те чувства, которые придут на замену страху.
Что касается поиска исключений, то здесь расстановщикам пригодятся такие вопросы:
· Вспомните, пожалуйста, несколько ситуаций, в которых Ваши негативные ожидания не сбылись.
· Можете ли Вы вспомнить то время, когда Вы достигли своей цели или части этой цели?
· Бывало ли так, что Вы могли легче переносить обстоятельства?
· Удавалось ли Вам преуспевать в чем-то другом раньше?
· Как Вам удалось выйти из сложной ситуации в прошлом?
После обсуждения данных блоков вопросов, участники под руководством Ласло преступили к «Вопросам о чуде». На самом деле, это оказалась довольно обширная тема, которая включает в себя перечень специальных вопросов, медитацию, и, непосредственно, расстановочную работу.
Все вопросы о чуде нацелены на то, чтобы клиент мог сфокусироваться на уже изменившейся в лучшую сторону ситуации и найти для себя некие маркеры, которые бы помогли ему определить, что «чудо произошло».
«Если говорить об отличиях достижения цели от чуда, - отмечает Ласло Маттиязовски, - то по пути к цели мы обучаемся; мы проходим определённые уроки. В то время как чудо - просто случается с нами, и мы моментально оказываемся в другом состоянии - в состоянии чуда».
Что касается расстановок с чудом, то в этой работе должны присутствовать такие фигуры как:
1) фокус (заместитель клиента);
2) чудо;
3) контекст чуда (все участники системы, которые влияют на чудо или на которых влияет чудо); 4) к структуре таких расстановок также часто относятся и элементы исключения (т.н. исключения из правил; заместители того, что в данной проблемной ситуации приносит клиенту радость - в прошлом или настоящем).
Дальше Ласло объяснил, чем структурные расстановки отличаются от семейных.
Во-первых, в структурных расстановках, терапевт выступает скорее как тот, кто позволяет происходить изменениям в поле. Он одинаково уважает каждого заместителя и всем дает высказаться.
Во-вторых, отличается цель задавания вопросов заместителям. Если в семейных расстановках большинство вопросов направлены на описание состояния на момент задавания вопроса, то в структурных вопросы призваны опередить изменения в состоянии заместителя при тех или иных обстоятельствах. Так, например, в семейных расстановках мы спрашиваем «как ты себя чувствуешь на этом месте?», «что ты чувствуешь по отношению к этой фигуре?», а в структурных мы задаем вопросы: «что изменилось для тебя по сравнению с тем, когда тебя выбрали в качестве заместителя и когда тебя «поставили» на это место?», «что изменилось, когда ввели эту фигуру?» и т.д.
В-третьих, в то время как в семейных расстановках мы разбираемся с «переплетениями», в структурных расстановках эти же процессы мы рассматриваем как «разные уровни системы» и работаем с ними по-другому.
Помимо других инструментов, значительная часть обучения на этот раз была посвящена нейроимагитивному подходу, который заключается в подключении подсознательного и фантазии клиента. Так, с помощью данного метода можно работать в индивидуальных сеттингах с клиентом и якорями, решать конфликтные ситуации и применять этот метод в тех ситуациях, когда клиенту сложно охарактеризовать свои чувства и эмоции.
Следующий семинар по структурным расстановкам состоится 12-14 апреля, проведет его доктор Гуни Лейла Бакса, «добрая волшебница» из Австрии. Каждый приезд этой удивительной расстановщицы знаменуется сумасшедшим зарядом позитивной энергии, открытиями и чередой настоящих чудес, которые Гуни творит как в расстановочной работе, так и в простом общении с участниками.
Искренне рекомендуем сделать себе подарок и почувствовать силу положительных изменений, которые принесет Вам встреча с Гуни Бакса - присоединяйтесь к нам!
Гуни о предстоящем визите в Киев:
Предлагая определенное содержание, я охотнее всего исхожу из интереса и вопросов участников. Но далее перечислены возможности.
ТЕОРИЯ, В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ СВЯЗАННАЯ С УПРАЖНЕНИЯМИ:
• расстановки как ритуал и ритуальные процессы в расстановочной работе
• коллективное и духовное измерение в расстановочной работе
• внутренняя позиция (внутренние помощники)
• презентность
• что такое решение
• ступени внимания по Отто Шармеру
• условия трансформации
ФОРМАТЫ РАССТАНОВОК В РАЗЪЯСНЕНИИ, ДЕМОНСТРАЦИИ И УПРАЖНЕНИИ
• способ действия при расстановке сказки
• способ действия при расстановке сна
• телесные структурные расстановки
• расстановки симптомов
• гомеопатические расстановки
• в зависимости от интересов другие форматы расстановок, например
• расстановка девяти полей,
• жизненный возраст,
• шаманское колесо
• элементы
• Я - Самость
Существует возможность также расставлять сказки или мифы или важные ситуации и фигуры из них. Зачастую это бывает очень увлекательно, особенно там, где в сказке скрыт жизненный сюжет клиента.
Регистрация и дополнительная информация:
+380 (44) 221 03 38
+380 (63) 974 78 79
sadalmelik.pr@gmail.com