27-29 января 2012 состоялся очередной модуль международной обучающей программы«Семейные расстановки», ведущей которого выступила немецкая расстановщица Хеди Ляйтнер-Диль с темой «Внимательное восприятие, ориентированное на тело. СО - терапия травм в качестве дополнения к работе с расстановками».
Прежде всего, стоит отметить, что СО - это сокращение от «соматический опыт», англ. «Somatic Experiencing». Впервые это понятие ввел доктор Питер А.Левин.
Исходя из его профессиональной биографии, Питер А. Левин (Peter A. Levine, 19.02.1942) получил степень доктора медицины и биологической физики в Калифорнийском Университете в Беркли. Он также имеет независимую докторскую степень по психологии Международного Университета.
Изучая стресс и травму более 30 лет, он подготовил разнообразные научные и медицинские публикации, включая главу о стрессе в «Руководстве по психофизиологии», которая является одним из существенных вкладов в данной области.
Доктор Левин выступил консультантом в NASA во время создания космического корабля «Шаттл» и занимался обучением в больницах и соматических клиниках Европы и США, а также в Центре «Hopi Guidance» в Аризоне. Был консультантом в Центре болевой реабилитации в Колорадо.
Соматический опыт по Питеру Левину - это способ телесного осознания, исцеляющий травмы, то есть способность человека преодолеть эффект от полученной травмы.
После краткого представления и круга знакомства, ведущая предложила группе упражнение, с помощью которого участники смогли бы настроиться на «тему» модуля и научиться анализировать собственные внутренние ощущения от контакта с коллегами.
По словам Хейди, используя СО в работе, следует понимать, что ключевыми тут становятся не зрительные наблюдения (за клиентом или собой), а внутренние ощущения: что я переживаю? как я это переживаю? что я чувствую, когда осознаю, как я себя ощущаю? и т.д.
Упражнение.
Все участники группы находят в помещении «свое» место, где им комфортно и можно было бы остаться с собой. Затем, когда место выбрано, каждый должен прочувствовать, «как стоится», что воспринимается, свои ощущения в теле, как распределяется вес на ноги. «Делайте такие себе ‘моментальные снимки’, фиксируйте свое самочувствие и ощущения», - посоветовала Хейди группе.
Затем, оставаясь в этом внутреннем состоянии, все начинают двигаться по помещению. Во время движения, прислушиваясь к ощущениям в стопах, в коленях, бедрах. После этого на минуту останавливаются, оставаясь в этом состоянии, и снова начинают двигаться, затем, молча, входят в контакт с кем-нибудь из группы, фиксируя ощущения от этой «встречи». Спустя 2-3 минуты, участники снова начинают перемещаться, сконцентрировавшись на своих внутренних ощущениях.
Через пару минут все снова молча входят в контакт с другими участниками, и отслеживают свое состояние и те изменения, которые произошли с момента первого контакта с предыдущими людьми.
После фиксации своих чувств и ощущений в теле, все снова начинают движение в пространстве, отслеживая, что происходит с ногами, стопами, телом в целом - вплоть до самых мелких и слабых импульсов.
Спустя еще пару минут, следует в третий раз остановиться напротив кого-нибудь из группы, детально ощущая свое состояние, чувствуя свои ноги, бедра, живот, грудную клетку, плечи, руки, шею, голову, лицо, глаза, рот, нос.
Проделав задание, каждому участнику нужно найти место в пространстве, где он мог бы остановиться еще минуту, и отследить свое внутреннее состояние, после чего можно постепенно выходить из этого сосредоточенного внимания и завершать упражнение.
Судя по отзывам участников, при каждом контакте ощущения были совершенно разными - от остро неприятных и напряженных до радостных и по-детски - теплых.
Как отметила ведущая, данное упражнение призвано не только научить отслеживать терапевта состояние на уровне тела, но и дает понять, что клиенту тоже нужно занять какое-то свое место в пространстве на удобном для него расстоянии для максимально эффективного контакта с терапевтом. А расстановщику следует внимательно следить за своим собственным внутренним состоянием, и внутренним состоянием клиента.
Работая с группой на протяжении всех трех дней обучения, Хейди регулярно делала паузы и доступно объясняла участникам, что сейчас происходит, на что стоит обратить внимание, и почему она поступает именно так, а не иначе. Также ведущая постоянно просила группу фокусироваться на том, что они ощущают во время ее работы с клиентскими запросами - какие фразы клиента «отзываются» у присутствующих, что они ощущают при его смене позы и т.д.
В ходе обучения Хейди поработала с несколькими клиентскими запросами, поделилась теорией относительно заявленной темы модуля и рассказала о техниках работы с травмой через привлечение ресурса клиента. Также ведущая провела несколько практических упражнений на безмолвное «считывание» информации с клиента, которые оказались довольно разнообразными и крайне полезными - это отметили многие участники обучения.
Исходя из отзывов после семинара, можно сделать вывод, что и тема, и ведущая модуля пришлись по душе практически всей группе, оставив богатую пищу для размышлений и проработки:
Я здесь очень точно увидел, в чем ошибаюсь в работе; узнал, как эту ошибку исправить и получил от этого удовольствие.
Информации у нас - море, а знания можно получить только здесь, наблюдая за работой Мастера. Спасибо!
***
Мне очень понравились эти сильные упражнения! Каждое из них «догоняет», и я еще потом долго работаю, работаю, работаю…
***
…Поняла, что души могут разговаривать без слов. Это хорошо. Поняла, что могу этому доверять…
***
В очередной раз пришло понимание, что мир такой простой, а мы все усложняем. При этом, казалось бы, легкие упражнения оказались очень глубокими.
И голова, мозги, оказывается, нужны далеко не всегда - к органам восприятия могу теперь отнести все тело.
***
Мне понравился стиль - соприкосновение с глубиной. Это то, что мне импонирует!
***
Спасибо за спокойствие, умиротворение и хорошую работу!
***
Иногда можно не задавать вопросы… потому что ответы приходят сами собой в поле таких людей, как Хейди. Спасибо за Ваш внутренний труд, за такую способность вызывать уважение!
.
Напомним, что следующий модуль обучающей программы «Семейные расстановки» состоится 20-22 апреля 2012.
Тема: Работа с генограммой (генограмма - схематическое изображение семейной истории, родословное древо). Расстановка с фигурками в индивидуальном консультировании.
Ведущей модуля выступит известный консультант и расстановщица Моника Хертер из Германии.