Обратная дорога всегда короче. Настал день отъезда. Из Коктебеля мы выехали 19-го, пробыв в нём 12 дней. Город очень понравился, хотелось остаться ещё немного, но пора и меру знать. Тем более, 20-го заканчивалась «грин-карта» и нужно было выехать из Украины. Маршрут выбрали тот же, с ночёвкой в Бердянске. Выехали из Коктебеля где-то в двенадцать и поехали в сторону Бердянска. Дорогой нигде не останавливались, разве что дозаправились, чтобы хватило до границы.
Новые комбайны следуют в Крым.
На въезде в Бердянск нас встретили коровы.
Отель "Арина" - неплохое место, чтобы переночевать по пути в Крым.
В Бердянске нас постигла первая и последняя неудача отпуска. Как говорится, в бочку мёда кто-то немного поднасрал. Выйдя у универмага «АТБ», где мы остановились, чтобы купить поесть на вечер, что кто-то, видимо, паркуясь, подбил нашу Чайку. Настя очень сильно расстроилась, но потом собралась и мы поехали к месту ночёвки, что находилось в двух шагах. Там же мы и остановились, когда ехали в Крым. Цены с того момента не поднялись, что радовало.
Скинув вещи в номер, мы пошли погулять. Сначала мы прошли к морю. И, честно говоря, зрелище нас не порадовало. Какой смысл ехать сюда отдыхать, если здесь и пляжа, как такового нет? Нет, я уверен, что в Бердянске есть нормальные пляжи, но тогда что здесь делают эти люди? Железнодорожная ветка, уходящая, видимо, в близлежащий порт, причём действующая. Мы были свидетелями, как мимо прошёл тепловоз. Сам пляж - узкая полоска песка. Всё это можно увидеть на фотографиях. Пройдя по ветке, мимо парка аттракционов, старой бензозаправки, мы вышли к горловине железнодорожной станции. Запах креозота, запах дальней дороги. Мимо, заводя вагоны поезда Харьков - Бердянск, простучал маневровый локомотив. У моста через железную дорогу мы свернули налево, через заросли вскоре вышли к знакомому перекрестку. Скоро мы уже были в отеле.
"Пляж".
Железнодорожная колея к порту.
Тепловоз на станции.
Памятник Уходящим в море на Пролетарском проспекте.
Утром встали рано, выехали в четыре. Почти сразу за Бердянском одометр машины показал 10000 километров. Нам ещё предстояло проехать более тысячи за этот день. Тихим утром, любуясь рассветом, мы выдвинулись к Донецку, по пустому шоссе, на этот раз правильному. Донецк при дневном свете впервые мы увидели спустя пару часов. Поехав на этот раз по объездной дороге, неплохого качества, дальше я конкретно промахнулся. Поверив навигатору, я поехал не через Константиновку-Краматорск, а через Горловку. То бишь, Горлiвку. Я про неё ещё в первой части рассказа упоминал. Потому что теперь «Хорливка» - синоним слова «песец», по отношению к дорогам. Я настолько офигел, что забыл снять эту прелесть. Вы можете себе представить центральную улицу, по две полосы в каждом направлении, где для того, чтобы объехать нереальных размеров ямину на две полосы, нужно выезжать на встречку? «Двойная сплошная»? Не, не слышали - разметки там нет. Вся наша езда по центральной улице Горловке напоминала противобомбовый маневр корабля, при этом надо ещё было учитывать, что в лоб тебе выходили встречные автомобили. Словом, Настя, находясь за рулём, дико материлась. Самое интересное, что за Горловкой дорога вполне себе нормальная. Пусть узкая, но без ям.
МиГ-15 УТИ на рассвете, как памятник Полине Осипенко, в её родном селе, переименованном в её честь.
На горизонте - Донецк.
За Горловкой , на каком-то перекрёстке, нас впервые остановили ДАI-шники. Я полез за документами, а между тем между Настей и товарищем в форме состоялся примерно такой диалог:
- Из отпуска?
- Да.
- Всё нормально у вас?
- Да.
- Ну, счастливого пути!
Видимо, нечем было у нас поживиться. Поэтому, мы поехали дальше и вскоре, объездными дорогами, мы выбрались к повороту на Красный Лиман. Далее дорога до границы была понятна. Меж тем, я немного ступил в Старобельске. Как всегда, послушавшись навигатора. Поэтому пришлось объезжать по грунтовке мимо кладбища.
Границу мы прошли быстро, за полчаса. Никто особо не докапывался, да и мы вели себя корректно - показали, что везём, отвечали на вопросы. Например, увидев, что на заднем сидении здоровая коробка, девушка на российской части таможни, с овчаркой на поводке, спросила: «Что это?» «Пахлава!» - ответили мы. Да, мы привезли домой целую коробку пахлавы, ведь у нас тут продают чёрт те что. В общем, миновав границу, мы были в России, тут же порадовавшись приемлемому качеству дороги (от Славянска до границы она так себе, что не мешает ехать 120 км/ч). Не стоило забывать, чем грозит выезд за сплошную линию, чем мы, да и практически все, пренебрегали на Украине. Заправившись в Константиновке нормального бензина, а не «палива», мы вскоре выехали на трассу М4, начав финальный бросок к Москве.
Мост через Дон у Верхнего Мамона. С обратной стороны есть фотография в первой части.
Платная трасса в объезд Задонска и Хлевного.
Задонск.
Мы шли даже с опережением графика, пока где-то под Ельцом не попали в жуткую пробку, вызванную, видимо, ремонтом дороги, так как следов других причин видно не было. Пока стояли, прошёл сильный ливень. Постояв где-то полтора часа, мы потихоньку поехали дальше. Спешащий народ объезжал по полям. В одном месте видели даже застрявшую в грязи у посадки фуру.
А потом у Ефремова началась нормальная трасса, и обгоняя закат, мы помчались домой. Конечно, не успели. В Тульской области на одометре появились цифры «11111». Заправившись в последний раз, любуясь красивым закатом, попивая энергетик и кусая батончик, тот, что съел ты - и порядок, мы скоро были на МКАД. А там, всего-то полсотни километров - рукой подать, по меркам нашего путешествия.
Парковка на обочине во время пробки.
Церковь Иверской иконы Божией Матери в Борщевом, на трассе M4.
Закат.
Трасса M4.
Вот и окончился мой рассказ. Позади несколько тысяч километров пути, потрясающие русские, украинские и крымские пейзажи, хорошие люди и интересные истории. Города, куда я обязательно вернусь. Море впечатлений, согревающих нас с Настей этими холодными зимними вечерами. Говорят, увидев море, не забудешь его никогда. Так оно и есть. С 2008 года, со времени нашей первой поездки, во снах мы часто видим море. И мы будем стремиться к нему снова. Пусть это будет не Чёрное море (хотя вернуться в Крым очень хочется), а Средиземное или Балтийское. Пусть это будет незамерзающий Кольский залив или далёкие вулканы Камчатки. Море не отпустит нас.
P.S. Это не последняя часть «Полёта Чайки». Впереди будет ещё две. Но состоящие только из фотографий.