Человек и метафизика

Jan 11, 2014 21:34




Метафизика не в чести в современном обществе, и совершенно понятно почему. Сегодня человек не любит принимать на себя какие-либо лишние обязательства, тем более обязательства по отношению к чему-то, воспринимаемому как внешнее. "Вот моя семья, мои родственники, мой дом и мой любимый компьютер, а остальное меня мало касается". И в этом есть своя правда обыденной жизни. Но вот однажды человек спрашивает себя: "А кто я есть? Для чего я? К чему я иду? Какой в этом смысл?". Озаботившись всерьёз этими проблемами один раз, уже невозможно отвернуться от них. Можно чуть чуть приглушить остроту, нырнуть в повседневность, броситься на поиски новых впечатлений. Но каждый раз, останавливаясь и осматриваясь вокруг, человек будет снова и снова вопрошать о смысле всего происходящего.

Человеку, в течении всей истории, было свойственно искать предельные основания в окружающем его мире, так называемую первопричину происходящего вокруг. Религия была составной частью мировоззрения, начиная с древнейших времен. В ней находил утешение человек, через неё он строил отношение с внешним миром, а значит так или иначе мог объясниться и с самим собой. Но прошло время и Жан-Поль Сартр написал: "Я свободен: в моей жизни нет больше никакого смысла - все то, ради чего я пробовал жить, рухнуло, а ничего другого я придумать не могу... Я один на этой белой, окаймлённой садами улице. Один - и свободен. Но эта свобода слегка напоминает смерть". Оказалось, что помимо человека и его выбора нету ничего: нет Бога, нет правды, нет добра и зла. Каждый ваш шаг или поступок не имеет никакого смысла. Умрёте вы сейчас или через сорок лет, будут у вас дети или нет, жизнь каждого человека до вас и после вас совершенно ничего не значит. Смысл вы можете придумать сами, но это только и будет ваша выдумка.

Жан-Поль Сартр написал свой роман "Тошнота" в 1938 году, а уже через год началась самая страшная война в истории человечества. Появилась сила, которая заявила: "Человек был и остаётся животным. С низкими или высокими инстинктами. С любовью и ненавистью. Но животным он остаётся всегда". И Европа оказалась бессильна перед этой новой угрозой. Европейские армии были уничтожены одна за другой и только Ла-Манш смог приостановить движение Зверя на запад. Спасение пришло с востока, с песней "Священная война" и со строчками: "Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле". Столкнулись две метафизические парадигмы: "человек как венец творения" и "человек как животное", гуманизм и антигуманизм. Первая победила и человеческая история продолжилась.



Новое возрождение антигуманизма происходит прямо на наших глазах. Мы видим это и одновременно боимся в это поверить. Уже не нужна армада танков, авиации, пехоты... Достаточно лишь телевизора и интернета. Человек, лишённый метафизического чутья, не способный к различению добра и зла, беззащитен перед новым оружием XXI века. Слепые не могут воевать, они не могут понять кто враг, а кто друг, где находится линия фронта и в какую сторону надо наступать. Отчаявшись найти правду, люди везде видят только ложь, а значит не способны верить не только другим, но, порой, и самим себе.

Сегодня в нашей стране метафизике практически не осталось места в политике. Что-то невнятно говорит о "духовных скрепах" Путин, Александр Андреевич Проханов поднимает эту тему на страницах газеты "Завтра". Но во главу угла этот вопрос ставит, пожалуй, только Сергей Ервандович Кургинян в газете "Суть времени". Например, сейчас печатается его очередной цикл статей "Судьба гуманизма в XXI столетии", в которой он пишет "Либо пробуждение всё же состоится, либо мир будет окончательно превращен в инферно социальной животности". В остальном же мы видим лишь прагматиков, взгляды которых меняются в соответствии с экономическими или политическими интересами. Политика при этом превратилась для обычных людей в забаву, для самих политиков в инструмент обеспечения собственных интересов. Но долго ли может существовать народ, пассивный по отношению к собственной судьбе? Долго ли смогут люди оставаться людьми в ситуации, когда им только и говорят о том, как хорошо быть животным?



На мой взгляд у нас еще есть шанс. Он состоит не в классовой борьбе и не в "теории малых дел". Просто кто-то должен начать говорить с массами на языке высоких гуманистических смыслов. Не каждый, среди житейского быта, сможет услышать этот язык, но только люди внявшие ему, способны стать реальной политической силой. Поэтому задумайтесь о себе, о своих детях и близких, о своём будущем и о своей жизни. Вы не затопите бессмыслицу алкоголем, не утолите экзистенциальную жажду наркотиками, не получите ответов в религиозных сектах, не купите счастья в торговых центрах, не найдёте спасения в работе и не убежите от себя в бесконечных путешествиях. Только предельные вопросы и честные ответы на них смогут помочь вам стать настоящим человеком, способным дать ответ на новые вызовы XXI века.

article, society, kurginyan, politics, мысль, essence of time

Previous post Next post
Up