Метафизика не в чести в современном обществе, и совершенно понятно почему. Сегодня человек не любит принимать на себя какие-либо лишние обязательства, тем более обязательства по отношению к чему-то, воспринимаемому как внешнее. "Вот моя семья, мои родственники, мой дом и мой любимый компьютер, а остальное меня мало касается". И в этом есть своя правда обыденной жизни. Но вот однажды человек спрашивает себя: "А кто я есть? Для чего я? К чему я иду? Какой в этом смысл?". Озаботившись всерьёз этими проблемами один раз, уже невозможно отвернуться от них. Можно чуть чуть приглушить остроту, нырнуть в повседневность, броситься на поиски новых впечатлений. Но каждый раз, останавливаясь и осматриваясь вокруг, человек будет снова и снова вопрошать о смысле всего происходящего.
Человеку, в течении всей истории, было свойственно искать предельные основания в окружающем его мире, так называемую первопричину происходящего вокруг. Религия была составной частью мировоззрения, начиная с древнейших времен. В ней находил утешение человек, через неё он строил отношение с внешним миром, а значит так или иначе мог объясниться и с самим собой. Но прошло время и Жан-Поль Сартр написал: "Я свободен: в моей жизни нет больше никакого смысла - все то, ради чего я пробовал жить, рухнуло, а ничего другого я придумать не могу... Я один на этой белой, окаймлённой садами улице. Один - и свободен. Но эта свобода слегка напоминает смерть". Оказалось, что помимо человека и его выбора нету ничего: нет Бога, нет правды, нет добра и зла. Каждый ваш шаг или поступок не имеет никакого смысла. Умрёте вы сейчас или через сорок лет, будут у вас дети или нет, жизнь каждого человека до вас и после вас совершенно ничего не значит. Смысл вы можете придумать сами, но это только и будет ваша выдумка.
Жан-Поль Сартр написал свой роман "Тошнота" в 1938 году, а уже через год началась самая страшная война в истории человечества. Появилась сила, которая заявила: "Человек был и остаётся животным. С низкими или высокими инстинктами. С любовью и ненавистью. Но животным он остаётся всегда". И Европа оказалась бессильна перед этой новой угрозой. Европейские армии были уничтожены одна за другой и только Ла-Манш смог приостановить движение Зверя на запад. Спасение пришло с востока, с песней "Священная война" и со строчками: "Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле". Столкнулись две метафизические парадигмы: "человек как венец творения" и "человек как животное", гуманизм и антигуманизм. Первая победила и человеческая история продолжилась.
Новое возрождение антигуманизма происходит прямо на наших глазах. Мы видим это и одновременно боимся в это поверить. Уже не нужна армада танков, авиации, пехоты... Достаточно лишь телевизора и интернета. Человек, лишённый метафизического чутья, не способный к различению добра и зла, беззащитен перед новым оружием XXI века. Слепые не могут воевать, они не могут понять кто враг, а кто друг, где находится линия фронта и в какую сторону надо наступать. Отчаявшись найти правду, люди везде видят только ложь, а значит не способны верить не только другим, но, порой, и самим себе.
Сегодня в нашей стране метафизике практически не осталось места в политике. Что-то невнятно говорит о "духовных скрепах" Путин, Александр Андреевич Проханов поднимает эту тему на страницах газеты "Завтра". Но во главу угла этот вопрос ставит, пожалуй, только Сергей Ервандович Кургинян в
газете "Суть времени". Например, сейчас печатается его очередной цикл статей
"Судьба гуманизма в XXI столетии", в которой он пишет "Либо пробуждение всё же состоится, либо мир будет окончательно превращен в инферно социальной животности". В остальном же мы видим лишь прагматиков, взгляды которых меняются в соответствии с экономическими или политическими интересами. Политика при этом превратилась для обычных людей в забаву, для самих политиков в инструмент обеспечения собственных интересов. Но долго ли может существовать народ, пассивный по отношению к собственной судьбе? Долго ли смогут люди оставаться людьми в ситуации, когда им только и говорят о том, как хорошо быть животным?
На мой взгляд у нас еще есть шанс. Он состоит не в классовой борьбе и не в "теории малых дел". Просто кто-то должен начать говорить с массами на языке высоких гуманистических смыслов. Не каждый, среди житейского быта, сможет услышать этот язык, но только люди внявшие ему, способны стать реальной политической силой. Поэтому задумайтесь о себе, о своих детях и близких, о своём будущем и о своей жизни. Вы не затопите бессмыслицу алкоголем, не утолите экзистенциальную жажду наркотиками, не получите ответов в религиозных сектах, не купите счастья в торговых центрах, не найдёте спасения в работе и не убежите от себя в бесконечных путешествиях. Только предельные вопросы и честные ответы на них смогут помочь вам стать настоящим человеком, способным дать ответ на новые вызовы XXI века.