Новый русский инновационный бизнес

Dec 05, 2013 13:19




Новостные ленты "рвет" новость: Россия создала свой смартфон! Поддержите отечественного производителя! Мы вошли в ряд высокотехнологических держав! Все это замечательно и льстит слух рядового читателя, но давайте всё же посмотрим, что стоит за этими победными возгласами. Где на самом деле произошёл тот прорыв, о котором нам с таким восторгом говорят?

Итак, телефон YotaPhone! Характеристики и цена вполне соответствуют современным стандартам. Можно долго спорить об эргономике, производительности, цене и т.п. Все это вопрос вкуса. Нас же в первую очередь интересует то, что этот телефон анонсируется как русский. Сразу же встаёт вопрос, а где же собирается это чудо? Где находится завод по сборке этих аппаратов? Открываю интернет и нахожу интервью гендиректора Yota Devices, Владислава Мартынова. Вот что он говорит по поводу сборки:

"В бизнес-модели производства смартфонов существует пирамида распределения работ, верхний уровень - это дизайн устройства и идеи пользовательских сценариев, которые устройство будет выполнять. Следующий уровень - архитектура устройства, компоненты, дизайн-схемы, программное обеспечение. Когда все эти вопросы проработаны, встает вопрос комплектующих и их сборки в единое устройство. Наиболее интеллектуальные процессы - наверху этой пирамиды, а сборка - это самый низкий уровень и самая простая задача"

Уже эта часть меня очень смутила. Дело в том, что "самый низкий уровень и самая простая задача" - это и есть то самое высокотехнологическое производство: техпроцессы, персонал, оборудование, технологии, сырьё... Мягко говоря автор здесь производит подмену понятий. Он говорит только о процессе разработки одной модели, который в нормальных компаниях является только частью производственного процесса. Если мы говорим об отрасли по производству смартфонов в целом, то разработка конкретной модели - это только мизерная часть необходимой работы.



"Успешный менеджер" Владислав
Я сейчас открою небольшой секрет для Владислава Мартынова: смартфоны производит не дизайнер, который придумывает где находятся кнопочки и лампочки. Смартфоны производит целая отрасль. Чтобы создать её нужно вложиться в научную школу, разработку технологий, разработку техпроцессов, проектирование производственного оборудования, производство этого оборудования, обучение специалистов, постройку заводов, обучение персонала, создание лабораторий по усовершеноствованию технологий и еще много много чего. Такая отрасль создаётся долгие годы и стоит колоссальных средств. Вся эта отрасль, по мнению Владислава Мартынова является "самым низким уровнем и самой простой задачей". Далее наш "успешный менеджер" делает следующее утверждение:

"Поэтому такие компании, как Apple, RIM и Nokia, всю самую сложную инженерную часть ведут самостоятельно, но отдают сборку различным заводам в Азии"

В этих словах есть и правда и ложь одновременно. Заводы по производству необходимых частей для сборки конечного продукта действительно находятся в Азии. Но заводы эти существуют в рамках все той же отрасли. Заводы эти построили корпорации, владеющие соответствующими технологиями, обеспечивающие эти заводы заказами, обучающие персонал для них. Они этот завод могут построить с нуля, т.е. обладают для этого необходимыми научными знаниями, опытом и разработками. "Сложная инженерная часть" - это не разработка какой-то отдельной модели, а разработка всего набора технологий и техпроцессов для отрасли. На самом деле ни одной компании не под силу создать полный цикл технологического производства, поэтому они вынуждены заказывать отдельные детали, микросхемы, стекла, дисплеи друг у друга. Для того чтобы создать только одну технологию, например, стекла, нужно множество учёных-специалистов и годы разработок. Именно это и называется "сложной инженерной частью", которую компании типа Apple, IBM, Motorola действительно "ведут самостоятельно".

Давайте же посмотрим что из себя представляет процесс производства нового "Российского смартфона":

"Заднюю панель нам делает тайваньская компания, за качественным производством мы пошли к сингапурцам, финальная сборка идет в Китае. «Железо» нам продумывает наш маленький офис в Финляндии, в котором работают бывшие сотрудники Nokia, а команда русских разработчиков в Москве делает весь софт. Каждая задача получает квалифицированную команду для ее исполнения, но по оптимальной цене. Организацию производства и управление всем бизнесом ведут русские"

Итак, детали они покупают у крупных иностранных компаний, сборку заказывают в Китае. Проектируют "железо" "бывшие сотрудники Nokia". Устанавливается операционная система Android, разработанная Google. Все что делают русские разработчики - это ведут разработку софта, т.е. нескольких приложений для данного телефона.



Итак, представим как же выглядит сам процесс работы такой инновационной компании. Собирается несколько "успешных менеджеров" и решают создать Российский смартфон, берут под это дело соответствующие деньги у госкорпорации "Ростех". Далее они нанимают чуть менее успешных менеджеров, которые изучают уже существующие телефоны, а затем проводят мозговой штурм, формулируя "на пальцах" какой телефон они хотят. После этого нанимается пара дизайнеров (возможно русских), которые рисуют приятный дизайн. Далее все это идёт "бывшим сотрудникам Nokia" из Финляндии. Те смотрят техническое задание, а затем в каталоги микросхем и всего остального необходимого оборудования, компонуя его в заявленный корпус. На выходе получаем набор чертежей. Получив всё это, "успешные менеджеры" едут в Азию, договариваются с поставщиками, а также с конкретным заводом, который это все будет собирать. Параллельно в Москве снимается офис, где пара десятков Java-разработчиков пишет SDK, тобишь несколько библиотек, обеспечивающих взаимодействие пользовательских приложений с имеющимся железом. И вуаля! Русский смартфон готов! Можно организовывать раскрутку бренда посредством первых лиц государства и считать попиленные средства.

Если же говорить серьёзно, то ни о каких высоких технологиях речь не идёт даже близко. Высокие технологии остались в области, которую "успешный менеджер" назвал "самый низкий уровень и самая простая задача". Именно этой "самой простой задачи" они реализовать просто не могут. На деле небольшая компания, состоящая из пары десятков программистов и нескольких сотен менеджеров разной степени успешности, получив большие деньги, встроилась в ничтожную нишу мировой отрасли по производству смартфонов. 90% прибавочной стоимости получают иностранные компании, продающие комплектующие и собирающие устройство. Наши "успешные менеджеры" занимаются только PRом, поддержкой и перепродажей.



Вот в этом и состоит суть нового русского "инновационного бизнеса". Львиная часть средств в результате попадает западным компаниям, наши "успешные менеджеры" довольствуются наваром от перепродажи, а премьер Медведев получает возможность пошутить: "Короче, Apple напрягся". На мой взгляд Apple напрягся, чтобы не лопнуть от смеха по поводу такого великого project'a. Хороший сюжет для Ильфа и Петрова. Теперь русские, видимо, должны ломануться в магазин, чтобы купить "Русский смартфон" и этим обогатить иностранные высокотехнологические корпорации. О своих высоких технологиях нам пока остаётся только мечтать.

humor, liberal minded, technology, Жулики, computer science, Россия, article, kunstkammer

Previous post Next post
Up