Солженицын. Опыт прочтения в XXI веке. Заключение.

Dec 15, 2018 12:00




Пришло время подвести итог моему повествованию. Проницательный читатель уже обратил внимание, что у меня остались самые негативные впечатления от того, что я прочитал и изучил. Конечно же, дело тут во многом связано с тем, что я сравнивал прочитанное со своими внутренними представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. И, безусловно, это связано с различной моей и Александра Исаевича политической позицией. Но дело не только в этом. Прогнозировать мою негативную реакцию на тезисы и представления воинственного антисоветчика, каким, конечно, является Солженицын, не представляло никакого труда. Да и количество книг для составления общего впечатления можно было значительно ограничить. Так для чего было всё это? Только для того, чтобы отметить год писателя?

На самом деле это не так. Для начала приведу вам несколько цитат из новостной ленты от 2008 года:

"Александр Исаевич мог бы стать одним из тех идеологов российского развития, на которое могла бы сориентироваться партия "Единая Россия", - сказал замсекретаря президиума генсовета партии Юрий Шувалов на заседании "Центра социально-консервативной политики", "Государственно-патриотического клуба" и клуба "4 ноября".

Первый замсекретаря президиума генсовета партии, глава думского комитета по труду и соцполитике Андрей Исаев отметил, что партия следует тем традициям консерватизма, которые заложил Солженицын. По его словам, идеи, которые высказывал в 1970-е годы писатель, уже были концепцией "сильной России, но это уже тогда не была концепция либеральной России".

"Он (Солженицын) оставил консервативную идеологию, на которой сегодня стоит Россия, которая является идеологией нашей партии ("Единой России"). Мы консервативная партия в том понимании, в котором был Александр Исаевич", - сказал Исаев.

Если кто-то не знает, то "Единая Россия" является правящей партией в Российской Федерации. Её представителям принадлежит большинство мест в парламенте. Эта партия является главной законодательной опорой для Президента, а её председателем с 2012 года выбран действующий премьер-министр Дмитрий Медведев. И если ведущие представители "Единой России" заявляют о том, что считают своей идеологией консерватизм в том виде, как его представлял себе Александр Солженицын, то у меня сразу возникают вопросы: а что же конкретно в нашей стране реализует правящая партия? И что собой представляют под "идеологией Солженицына" первые лица нашего государства?

Для примера можно задать сразу несколько вопросов. Принимают ли наши консерваторы тезис о том, что советские и русские - это разные люди, а советская культура не является русской? Признают ли они допустимым вмешательство внешних сил во внутренние дела страны? Считают ли они необходимым покаяние всего народа за увлечение идеями Запада и в особенности коммунизмом? Готовы ли они отвергнуть Просвещение и его представление о гуманизме? После знакомства с трудами Александра Исаевича я подобных вопросов могу задавать ещё много. А читали ли сами руководители партии труды Солженицына? Понимают ли они, под какую идеологию подписываются?

А если мы признаём Александра Исаевича великим писателем и главным идеологом нашего государства, то вслед за тем мы должны признать, например, Голодомор на Украине, дружно покаяться перед всем остальным миром за свои преступления, реальные и выдуманные; приравнять между собой СССР и гитлеровскую Германию, уравнять в правах власовцев, бандеровцев, лесных братьев и советских ветеранов войны, отказаться от претензий на мировое лидерство и вообще от любой миссии для собственной страны и т.п. Это я уже не говорю о такой мелочи, как передача Курильских островов Японии. А иначе любой здравомыслящий человек, обратившийся к статьям Солженицына, с полным правом может спросить у власти: "Почему вы не прислушиваетесь к мнению такого великого человека?" А ведь следование многим рекомендациям писателя может быть для нас просто опасным, что уже было доказано в начале 90-х годов.

Конечно, всегда можно сказать, что заявления, подобные тому, что делал Исаев сразу после смерти писателя, можно считать обычным популизмом, попыткой "примазаться" к популярности известного писателя и Нобелевского лауреата. Некоторые так и восприняли их. Однако реальные факты из нашей политической реальности говорят скорее о том, что это не было простой конъюнктурой. Например, в последние годы в общественное сознание особенно активно внедряется идея о прекрасной Российской Империи, которая была разрушена революционерами. Рассказываются небылицы о необыкновенно высоком уровне жизни населения на фоне нищеты и разрухи России в советские годы. Происходит героизация таких фигур как Колчак и Столыпин. Слышали мы даже заявления о том, что негоже нам теперь считать преступниками тех, кто действительно боролся с СССР с оружием в руках.  Конечно, многие взгляды и идеи Александра Исаевича являются маргинальными и сегодня, их пока стыдно произносить публично. Но процессы двигаются вперёд и, судя по торжественному чествованию писателя, правящая партия совсем не собирается отказываться от идейного наследия Солженицына в своей политике.

И это притом, что фигура писателя уж точно не является объединяющей в нашем обществе. На мой взгляд, противодействие его возвеличиванию сегодня идёт именно снизу. Тогда как власть и либеральная интеллигенция занимаются скорее апологетикой писателя, искусственно завышая его роль в нашей литературе и словно не замечая тех конкретных взглядов и идей, что пропагандировал писатель. Так зачем углублять раскол в обществе?

Моя собственная позиция в этом вопросе такова. Вопреки собственному впечатлению от художественных талантов Александра Исаевича, я готов признать, что многим его творчество может понравиться. Ни в коем случае нельзя его запрещать или изымать из библиотек. Он действительно вписал себя не только в русскую литературу, но и в историю нашей страны. Однако действительно стоит провести ревизию его произведений: какие из них можно рекомендовать школьникам, а какие лучше пусть они сами читают по собственной воле уже в старшем возрасте.

Нужно на официальном уровне отказаться от представлений о писателе как о пророке, светоче или кумире и отнестись к его творчеству, особенно к публицистической его части, с должной критичностью. Да и где вы видели пророка, живущего в роскоши, по соседству с первыми лицами государства? В конце концов, Солженицын писал на такие темы и тогда, когда многой информации в открытом доступе ещё не было, поэтому ему часто приходилось пользоваться слухами, а где-то и подключать своё художественное воображение. При этом сам писатель спокойно приносил свою добросовестность на алтарь борьбы с коммунизмом, который он, скорее всего, действительно считал абсолютным злом.

Солженицын - это человек со своими положительными и отрицательными чертами, заблуждениями и прозрениями. И в его столетний юбилей я хотел бы пожелать, чтобы однажды мы смогли узнать писателя именно с этой стороны - как историческую личность, чья судьба попала в жернова Холодной войны. Рано или поздно обсуждение Солженицына должно будет освободиться от политических пристрастий, хотя и произойдёт это, вероятно, очень не скоро. Надеюсь, когда-нибудь и государство откроет свои архивы, чтобы мы смогли прояснить для себя те "тёмные пятна", которые всё ещё сохраняются в биографии писателя.

Начало

article, Солженицын

Previous post Next post
Up