Духовные завоевания

Feb 20, 2018 17:42




Весной 334 года до н.э. Александр Македонский переправил большую часть своей армии через Геллеспонт - нынешние Дарданеллы. Начало похода было наполнено символизмом. Войска шли в обратном направлении - по маршруту вторжения Ксеркса. Сам Александр немного отклонился и прибыл в Элеунт на южной оконечности Херсонеса. Там он принёс жертвы в святилище Протесилая - древнего героя, который первым высадился под Троей и первым же погиб от руки Гектора. Затем последовало жертвоприношение Посейдону и Нереидам посередине переправы в Азию. Это было также сделано в пику Ксерксу, который ранее приказал здесь бичевать море. Сам Александр высадился с кораблей близ Илиона в том месте, где согласно мифам первый раз ступили на землю Азии воины-ахейцы. Подобно Неоптолему он первым спрыгнул с корабля и воткнул в землю копьё. Далее царь посетил храм Афины, почтил её жертвами и взял с собой отсюда щит, посвящённый богине. Также он принёс дары Ахиллу - своему предку по молосской царской родословной. Считалось, что Александр был дальним потомком Неоптолема и Андромахи - сына Ахилла и бывшей супруги Гектора, попавшей в неволю к врагу. Тут же были организованы игры, куда приходили с дарами посланцы от греческих и туземных городов. Александр приказал восстановить Илион, даровав гражданам города автономию и свободу от податей.

Продолжая путь завоевателя, Александр, несмотря на свои финансовые проблемы, не трогал храмы богов завоёванных народов и даже оказывал им поддержку. Так, например, был построен храм Зевса в Сардах. Повсюду он приносил жертвы, участвовал в религиозных празднествах. Благо местные боги отождествлялись с греческими, например, финикийский Мелькарт считался греческим Гераклом, иудейский Иегова - Зевсом. Не мог Александр пройти мимо и загадки повозки царя Гордия. По самой известной версии он разрубил узел, завязанный на ней, что символизировало будущее завоевание всей Азии. Двигаясь по побережью Средиземного моря, Александр словно освобождал богов от персидского владычества. Культы греческих городов он возобновлял, местным богам приносил дары. Особенным религиозным вниманием Александр Македонский почтил Египет. В отличие от персидского царя Оха, который при завоевании страны заколол священного быка, Александр, будучи в Мемфисе, принёс жертвы в храме Пта всем богам Египта. Он приказал устроить музические и гимнастические игры, подчёркивая, что будет почитать туземные культы и обычаи.

Однако самым важным пунктом в духовных завоеваниях Александра стало его посещение святилища Аммона в оазисе Сива. Судя по всему этот визит готовился молодым царём заранее. Большая часть времени нахождения в Египте была посвящена именно поездке сюда. Египетский храм Зевса-Аммона был известен в Греции давно и считался одним из самых авторитетных оракулов верховного бога. Существует множество описаний пребывания Александра в этом храме. Согласно одному из них он вопросил жреца: "Все ли причастные к убийству отца понесли наказание?" На это жрец ответил, что отца Александра невозможно убить, а если он имеет в виду Филиппа, то его смерть уже отмщена. Так или иначе жрецы дали понять, что воспринимают царя как сына самого бога.

В своём завоевательном походе Александр заявил себя не только как великий военачальник, но и как грамотный политик, понимающий огромное значение религии. Было ли это влиянием Аристотеля и других воспитателей или задумкой его отца, доподлинно неизвестно. На завоёванных территориях он отличился почтением к богам завоёванных народов и восстановлением греческих культов. Александр хотел показать себя освободителем греков и новым правителем иных народов, уважающим религиозные чувства своих подданных. Этим он должен был обеспечить спокойствие на завоёванных территориях. Особенным пунктом стоит его визит в храм Аммона. Ранее Александр подчёркивал своё родство с Ахиллом и приводил параллели между собственными завоеваниями и ахейской победой под Троей. Однако в Египте македонский царь из сына Филиппа превратился в сына Зевса. Верил ли в это он сам вопрос отдельный, но об этом точно узнали в его войсках. Теперь армию возглавлял не молодой талантливый царь, а настоящий человекобог, равный Гераклу, Полидевку, Персею. Александр планировал продолжать свой завоевательный поход. Но что могло заставить солдат, получивших гигантскую добычу, землю и славу отправиться дальше на восток? Греки не привыкли уходить далеко от моря. А теперь, по задумке Александра, им предстоял переход по степям, горам, пустыням. Через территории, овеянные легендами, населённые таинственными народами и управляемые чужими богами. Кто мог заставить массу людей, проникнутую не только жаждой добычи, но и языческими суевериями, двинуться в неизвестные места? Почему они должны были поставить на кон свою обеспеченную жизнь на родине? Да и кто, кроме сына Зевса, мог сподвигнуть эту массу, обременённую славой и добычей, к продолжению похода? Но стоит задать и ещё один вопрос: что стоило для самого Александра это подтверждение его божественного происхождения? Был ли для него это только политический шаг для достижения цели или он действительно считал себя сыном Зевса? Ведь что-то же влекло царя в оазис Сива, находящийся в нескольких сотнях километров от дельты Нила. Ожидал ли он именно такого результата от своей поездки или это была воля самих жрецов Аммона? Вероятно, мы уже не сможем получить ответов на эти вопросы. Но наверняка нам известно, что отныне и далее через всю античность Александр Македонский превратится из простого человека в настоящего бога, а его завоевания станут следствием божественного провидения.

античность, religion, politics, мысль, history

Previous post Next post
Up