Греки не считали сами себя родоначальниками философии, в качестве источника своей мудрости они называли восточных мудрецов. Так, например, Фалеса многие греческие авторитеты вообще не считали греком, отмечая его финикийские корни. Биографы писали, что некоторое время он жил в Египте, где учился у жрецов. В Египте же, по словам Платона, некоторое время жил Солон. Пифагор также много путешествовал по востоку, учился у египетских жрецов и вавилонских магов. Диоген Лаэртский в своей работе о философах говорит, что занятия философией начались впервые у варваров: персов, вавилонян, ассирийцев, индийцев, египтян и т.д. Впрочем, затем Диоген указывает, что это, по большому счёту, не имеет значения, ведь все люди произошли от эллинов. А первыми философами на самом деле были Мусей и Лин - легендарные фигуры. По-другому выходит из ситуации восточной "зависимости" Платон. В "Тимее" он пишет, что эллины не сохраняют своего предания, а на самом деле афинское государство много древнее, чем думают его нынешние жители. Некогда его граждане совершали самые прекрасные деяния и создавали лучшие порядки, что известны ныне живущим, но затем из-за потопов об этом было забыто.
Первые философы восприняли многие восточные науки в Египте и Вавилонии, например, геометрию, астрономию, вычислительную математику. Но важнейшее отличие греческого способа осмысления окружающего мира - это рационализм. Сложные восточные метафизические и мистические конструкции не были восприняты зарождающейся греческой философией. Возможно, это было связано с отсутствием готовности сознания греков к подобному мышлению, ведь впоследствии влияние восточной мысли на греко-римский мир только возрастало. Но в тот первый момент зарождающейся греческой государственности, когда сознание уже освобождалось от мифологии, но ещё не было поглощено личными религиозными переживаниями, возникло страстное желание всерьёз познать окружающий мир, объяснить его. Не случайно первым объектом исследования стала природа и поиск материального начала всего существующего. Свободное мышление ещё не ограничивалось государственными институтами, да и сами философы пока не играли той же роли, какую приобретут позднее. В первый период существования на них ещё смотрели как на странных чудаков, говорящих нечто новое. Но пытливая молодёжь всё чаще прислушивалась к этим людям, шла к ним в поисках истины.