Гомеровский вопрос

Sep 01, 2017 15:36





Считается, что Гомер жил в IX-VIII веках до н.э., но мы практически ничего не знаем о нём. Ионический диалект "Илиады" делает наиболее вероятной версию его рождения на ионическом побережье Малой Азии. Однако Сразу несколько десятков городов оспаривали звание его родины. О жизни поэта уже в древности ходило множество легенд. Практически только на эти слухи и домыслы опираются те, кто пытается реконструировать биографию Гомера. А до этого эпосы передавались только в устном предании. Существовал ли вообще Гомер, и кто на самом деле написал два величайший текста в человеческой истории? Этот вопрос был поставлен уже в XIX веке и был назван в научной литературе "гомеровским вопросом".

Первым этот вопрос поднял известный немецкий филолог Фридрих Август Вольф в 1795 году. В своей работе "Пролегомены к Гомеру" он выдвинул теорию о том, что Гомер на самом деле не существовал, а "Илиада" является продуктом коллективного творчества древних рапсодов. Вольф, используя аналитический метод, выделял отдельные песни, из которых была собрана поэма. Он считал, что во время исполнения отрывки соединялись, приспосабливались друг к другу, в них вносились правки, в результате постепенно возник длинный последовательный текст, исполняемый рапсодами перед публикой.

Еще одна версия появления "Илиады" была выдвинута в 20-30-хх годах XX века. Школа Пэрри-Лорда использовала результаты исследования полевой фольклористики, исследовавшей творчество певцов-сказителей у тех народов, где до сих пор сохранился устный эпос. Согласно теории этой школы из поколения в поколение передавались не готовые песни, а набор традиционных сюжетов, канонических образов, ситуаций, стереотипных формул-словосочетаний. С точки зрения сторонников этой версии появление "Илиады" тоже результат коллективных усилий, но растянутых во времени. Объединялись не отдельные песни, но из нескольких основных сюжетов постепенно появилась "Илиада" как целое. Эволюционировала не поэма, а мастерство певцов.

Большой шаг вперёд в XX веке сделала унитаристская традиция, считавшая, что "Илиада" имеет одного автора. Если в XIX веке её сторонники были вынуждены только защищаться от аргументов оппонентов, то в начале XX века, начиная с известного филолога Шадевальдта, унитаристы воспользовались новыми методы в анализе текста поэмы. Они резонно указывали на невозможность "безболезненного" изъятия из произведения отдельных элементов, эпизоды связаны друг с другом принципом взаимной подготовки. В отличие от аналитического метода, который сводил целый текст к набору простых сюжетов, сторонники "линии Шадевальдта" указывали именно на сложность, свойственную поэме. Неожиданные повороты сюжета, с их точки зрения, есть результат замысла автора, расчитывавшего на эффект неожиданности.

На данный момент первая из указанных школ находится в кризисе, тогда как между второй и третьей проходят основные споры. Что такое "Илиада": результат долгой эволюции устной эпической традиции или авторское творение, опирающееся на сложившиеся эпические каноны? Сейчас большое распространение получает концепция "перерастания", признающая в Гомере переход к новому художественному качеству. Традиционный эпос превращается в эпос авторский. Т.е. Гомер использовал известный сюжет, существующие песни, но переработал произведение в соответствии с собственным замыслом. Таким образом, в современной науке "гомеровский вопрос" еще далёк от того, чтобы можно была поставить окончательную точку в вопросе об авторстве "Илиады" и "Одиссеи".

античность, мысль, science

Previous post Next post
Up