Прометей является, пожалуй, первым в мифологической истории богом-титаном, который пострадал за людей. В наказание за передачу огня людям он был прикован к скале, и печень его ежедневно клевал орёл. Эти мучения могли быть практически вечными, ведь Прометей был бессмертен. Ничто не могло спасти его от истязаний. Помог только человек-герой Геракл, убивший орла и освободивший Прометея. В древней литературе известны два великих поэта, воспевшие подвиг титана. Гесиод представил Прометея как вредного бунтовщика, коварного и хитрого. Хотя за сам факт передачи огня поэт благодарен титану, он называет его великим благодетелем. Гесиод сокрушается о тех наказаниях, что Кронид направил на человечество за прометеевские проделки. Одним из таких наказаний, кстати, стала женщина. Другой величайший поэт античности - это Эсхил. Он написал цикл из трёх трагедий, правда, до нас дошла только одна "Прометей прикованный". У Эсхила Прометей показан антиподом тирана Зевса, пострадавшим в борьбе за свободу людей. Он принимает наказание, но предрекает тирану будущее поражение.
Прометей в переводе с греческого означает "провидец" или "думающий наперёд". В мифологии он представлен как воплощение человеческого разума в противоположность своему брату Эпиметею ("думающему после", недалёкому). В дальнейшей истории человечества эти два подхода к возможностям разума сохраняются. С одной стороны, концепция о том, что "больше знаешь - хуже спишь", где разум только помеха, от него одни беды. С другой - уверенность, что только разум дарует человеку освобождение от пороков и условностей окружающего мира. Эти две традиции пережили Средневековье и Новое время, они существовали во время технологического рывка в XX веке. С особенной остротой ощущается их столкновение в наши дни.