28 панфиловцев

Nov 27, 2016 14:56




Суббота, утро. На самом краю Москвы просыпается торговый центр. По нему ходят люди. Одни чувствуют себя как дома, другие неловко озираются вокруг в поисках покупок, третьи спешат по каким-то очень важным делам. Пока что малолюдно, но всё вокруг дышит предвкушением пёстрой массы паломников, которые придут сегодня в этот храм потребления вкусить хлеба и зрелищ. Не самом верху находится кинотеатр. Именно туда лежит моя дорога. Медленно печатаю билетики в автомате, показываю их молодой дружелюбной девушке и прохожу в зал. Здесь уже сидят люди, занята почти половина мест. Даже не знаю хорошо это или плохо. В кинотеатре я бываю не часто, один или два раза в год. Но от сегодняшнего посещения я жду много большего, нежели обычно. Сажусь в кресло и устраиваюсь поудобнее.


"Нет, нет, нет!!! Только не это!!!", - думаю я, когда рядом присаживается грузный молодой человек с огромным ведром попкорна и бутылкой минеральной воды. В нос врываются ароматы взорванной кукурузы, а в уши - мерное почавкивание соседа. Массовая культура требует максимальной прибыли, поэтому в кинотеатре посетитель должен не только смотреть фильм, но еще и как можно больше кушать. Пропаганда именно такой формы просмотра фильмов превратила зал кинотеатра в настоящий хлев. И это одна из главных причин почему я не люблю смотреть кино вне дома. Но сегодня нужно именно это. Такова моя гражданская позиция. Я давно решил, что посмотрю фильм "28 панфиловцев" именно в кинозале. Это связано и с моими высокими ожиданиями, и с протестом против того, во что превратился наш современный кинематограф. Я хочу, чтобы пришло время другого зрителя и другого кино, и жду, что этот новый фильм станет еще одним маленьким шажочком к такому будущему.

Свет в зале гаснет, на экране начинается реклама. Перед глазами мелькает Светлаков, зовущий абонентов "Биллайна" в чат, Гоша Куценко с шаром во рту, женщина с больной головой, которую сейчас накормят таблетками... Нужно просто немного потерпеть... Затем начинается блок трейлеров к фильмам. Вот история про войну волшебников во главе с Дедом Морозом. Затем отечественная подделка под супергероев. Она сменяется полуобнажённой женщиной, которая превращается в вампира. Похоже, Вселенной грозят опасности, исходящие от самого разнообразного зла. Но, на мой взгляд, самая большая опасность для мира людей находится где-то внутри того, что обильно льётся сейчас на меня с огромного экрана. Нужно посмотреть всё до конца, чтобы лишний раз убедиться в необходимости исключить из своей жизни походы в кинотеатр.

Вот наконец-то начинается сам фильм. Здесь я хочу немного отвлечься и поговорить о том, что бы мне хотелось увидеть в современном кино про Великую Отечественную войну. На мой взгляд, это самое важное событие в истории нашей страны, её исторический апогей, где в самой наивысшей степени проявился дух нашей страны и нашего народа. И поэтому именно здесь я ожидаю от нашего культурного сообщества наибольшей интеллектуальной глубины и мастерства исполнения. Это действительно очень сложная тема, которая, с одной стороны, как будто бросается в руки режиссёра, а с другой - является очень опасной для него. Ведь как раз тут он может совершить свою самую главную творческую ошибку. Так случилось, например, с "утомлённым солнцем" Никитой Михалковым. Планка действительно очень высока. Великие советские киношедевры: "В бой идут одни "старики", "Они сражались за Родину", "...А зори здесь тихие", "Офицеры", "Иваново детство" и многие другие стали посланием поколения войны в будущее. Но это были фильмы, снятые теми, кто воевал или видел войну своими глазами, теми, кто жил в том воевавшем обществе. Было бы странно ожидать чего-то подобного сегодня. Мы уже стали другими, изменилось если и не всё, то очень многое.

Со времён распада Советского Союза фильмы о Великой Отечетственной войне стали предметом идеологического заказа. Наступившая рыночная эпоха антисоветизма требовала внедрения в кино новых образов. Если иностранные картины  прямо говорили о том, что советские солдаты ничем не лучше фашистов, то в нашей стране это не могло сработать. Народ обязательно это отверг бы. Поэтому была придумана концепция отвратительной системы и героических простых солдат. Коротко её можно назвать "победили вопреки". Новая схема потребовала внедрения в кинематограф новых шаблонных героев и образов. Это карикатурный мерзкий политрук; бездушный садист НКВДшник, строящий козни простым бойцам; добрый интеллигентный диссидент, пострадавший от режима; человечные немцы, которые "тоже люди". А над всем этим витает страшная аббревиатура ГУЛАГ. Это почти синоним слова «ад», но он существует исключительно для самых лучших людей, поэтому кое кто додумался превратить в главных положительных героев даже зеков. Ну а что? Если система плоха и отвратительна, то любой антисистемный элемент превращается в борца за справедливость. Главным врагом героя, как правило, оказывался не фашист, а свои же начальники и старшие по званию. Не обошлось и без стандартных "голливудских" любовных историй и фальшивой мелодраматичности. Стоит ли говорить, что с такими вводными хороших фильмов появиться просто не могло. Бедные и убогие сценарии, идиотизм ситуаций, глупость героев. Получались какие-то злобные карикатуры, которые может быть и выполняли идеологическую задачу, но совершенно не удовлетворяли потребности простых людей в чем-то разобраться. На фоне всей этой клюквы выделялся разве что фильм "Брестская крепость", вышедший в 2010 году, где была сделана попытка снова поднять тему войны всерьёз.

С точки зрения всего, что было снято у нас начиная с 1991 года, фильм "28 панфиловцев" - это действительно новое слово. Это уже больше похоже на  наш собственный, современный взгляд на те события. Авторы отбросили набившие оскомину шаблоны и стереотипы. Постарались по-новому показать войну современному зрителю. Впрочем, оказалось, что о войне сегодня мы можем сказать совсем мало. Герои фильма как будто изолированы от окружающего мира. Они сражаются за Москву и против фашистов. Но что такое "Москва"? Что такое "фашисты"? Почему и за что сражаются эти герои? Складывается впечатление, что они этого не знают. В ряде бытовых бесед солдаты пытаются разобраться с базовыми понятиями типа «родины» или «отечества». Но дальше этого авторы фильма не проникают. Впрочем, и сами понятия Родины и Отечества, которые представляют нам авторы фильма, далеки от идеала. "Родина - это где живут, а Отечество - это как живут". Мне эти понятия кажутся гораздо более глубокими. И уж политрук мог бы сказать на эту тему и что-то большее. В фильме нет упоминаний про Советский союз, нет там Красного знамени, под которым воевали наши солдаты. Хорошо, что упоминают Красную армию и показывают звёздочки на шапках бойцов. Даже у фашистов есть свой флаг, а у нас его нет. Среди героев есть бойцы разных национальностей: русские, казахи, украинец. Но что они делают вместе? Почему вместе воюют? Сами себя солдаты называют русскими. Когда один из них сообщает, что он вообще-то казах, ему объясняют, что мы русские, потому что воюем за Россию. А если придётся воевать за Казахстан, то будем казахами. Но разве это корректно?

Через эти простые диалоги первой части фильма вновь проявляются наши сегодняшние споры и проблемы. Автор не просто десоветизировал военное время, он еще и вставил туда свои очень странные взгляды. Казалось бы, что может быть проще? Были советские люди: русские, казахи, украинцы, белорусы, узбеки, грузины по национальности. Они воевали за своё общее государство - СССР. Они не делили его на Россию, Казахстан, Белоруссию, Украину. Это всё была одна большая Родина и война была общая, одна на всех. Я не знаю как сейчас, но в 90-е годы об этом еще знали простые школьники. А тут получается нечто странное. За Россию воюем, значит русские, за Казахстан, значит казахи... А за Украину и Белоруссию будем воевать как украинцы и белорусы? И какое отношение эта странная историческая концепция имеет к реальной истории и реальной войне?
Вот так смотришь этот фильм про войну, а видишь наше общество. Герои максимально деидеологизированы. Один из героев молится, но тут же стыдливо прекращает, когда его спрашивают что он делает. Проявляется какая-то стыдливость за самих себя. У этих солдат действительно не так много общего с точки зрения представления о хорошем и плохом. Они вроде бы и делают одно дело, и умирают рядом. Но они не могут сказать кто такие "мы". Они и не советские, и не православные, и не россияне. Но тогда кто они такие?

А ведь на самом деле авторы показывают нас самих, оказавшихся там, в ноябре 1941 года под Москвой у разъезда Дубосеково. Наше общество, которое вновь начинает формировать свою идеологическую идентичность практически с нуля. Мы уже вновь можем показать своего врага, но еще не можем сказать: кто мы есть. Уже отвергаем оголтелый антисоветизм, но еще не выработали единого общего взгляда на советский период. Вот поэтому я считаю этот фильм нашим, народным. Не потому что люди присылали на него деньги, поддерживали создателей, не потому что он отвергает все чуждые нам идеологемы и штампы. Но он, как в зеркале, показывает нам нас самих и наши собственные противоречия сегодня. Так и должно быть. Через переосмысление прошлого мы на самом деле переосмысливаем настоящее. В этом плане авторы и не могли дать нужных ответов, так как нет их и у нас самих. Дали какие-то свои, личные, но не думаю, что большинством они будут восприняты всерьёз.

Что касается батальных сцен, то они вполне на высоте. Наконец-то проявил себя интерес к бытовым деталям вооружения, обмундирования, оборудования позиций. Впрочем "заклёпочники" все равно найдут, к чему придраться. Лично для меня это было не так важно. Впервые я радовался тому, что даже не боялся появления садиста НКВДшника или смазливой снайперши. Женщин в фильме, кстати, нет совсем. Только однажды появляется закутанная крестьянка, которая что-то передаёт солдату. Остаётся тяжёлая мужская работа, боевые сцены и те самые разговоры перед боем, о которых я уже говорил выше.

Этот фильм полностью оправдал мои ожидания. Я действительно увидел нечто новое, не то, что хотел, но и это совсем не плохо. Можно было бы придираться к сюжету или диалогам, но всё это простительно за то, что этот фильм может открыть новую страничку в истории нашего кинематографа. Хочется верить, что это первые шаги, а не меркнущая звезда во мраке ночи. Поэтому, на мой взгляд, такие продукты нужно максимально поддерживать. Что я сегодня и сделал.

Фильм закончился. Я вышел из зала. Дружелюбная улыбающаяся девушка пригласила приходить еще. "Обязательно!" - сказал я. Вокруг играла громкая музыка, бегали дети. Покупатели слонялись по торговому центру в поисках чего-то. А на улице шёл пушистый сырой снег, который как будто смывал всю дорожную грязь. Еще один день подходил к концу.

СССР, action, article, culture, film, память, десоветизация, history

Previous post Next post
Up