Вот как так происходит? Живёт живёт человечество и вдруг рождается гений. Он ничем не отличается в повседневной жизни от других людей, но он способен рождать красоту, небывалую до сих пор. Остаётся загадкой появление таких людей. Кто-то выдвигает теории существования особых личностей, получивших от рождения особое благоволение духа, но я считаю такие версии примитивными и неразумными. Это слишком простой ответ на сложный вопрос.
Задачу можно сформулировать так: как раскрывать в человеке его творческое начало? Одна часть ответа на этот вопрос совершенно ясна. Нужно сделать всестороннее образование доступным каждому. Сколько "моцартов" было загублено, не имея возможности прикоснуться в музыкальному инструменту? Сколько "пушкиных" остались неграмотными? Сколько "рембрандтов" не смогли притронуться кистью к холсту?
Но есть еще и другая часть ответа, которая остаётся загадкой для человечества. Ведь тысячи детишек подходят к музыкальным инструментам, но талант обнаруживается у единиц. Миллионы берут в руки шариковую ручку, но среди них только единицы оказываются способными литераторами. Складывается такое ощущение, что в области высокой культуры человечество всё еще находится на стадии естесственного отбора, так и не сумев понять в чем заключается загадка воспитания гениев.
И чем дальше разворачивается история человечества, тем интереснее становятся прецеденты, когда человек смог преодолеть силу социального притяжения и реализовать себя в той или иной сфере.
Долгие годы у меня складываются очень сложные отношения с английской культурой. С одной стороны для меня она выглядит бледно по отношению к русским, немецким, итальянским, французским примерам, но однажды в той или иной сфере я обнаруживаю яркую жемчужину, которая заставляет пересматривать своё отношение к представителям туманного альбиона. Что-то такое произошло на этом острове в XVII веке, не смотря на все беды, которые Англия испытывала тогда: религиозные войны, эпидемии чумы, кровавые революции, социальные бедствия. Однако этот век начался с Уильяма Шекспира и Френсиса Бэкона, а закончился Исааком Ньютоном и Джоном Локком. А еще в XVII веке жил величайший композитор Англии - Генри Пёрселл. По общему мнению он считается основателем и выдающимся гением национального музыкального искусства. Так пишет о нём в своём учебнике по истории западно-европейской музыки Т.Ливанова:
"Пёрселл остался последним великим музыкантом Англии. Он был одинок в искусстве своей страны: рядом не нашлось ни одного «соизмеримого» по значению художника. Он умер очень рано: всего тридцати шести лет. В его мировосприятии было сильно чувство трагического. Думается, что еще при жизни Пёрселла назревала катастрофа: его оригинальное, чудесно одухотворенное искусство было обречено на историческое одиночество, А дальше в духовной культуре Англии, рано и смело вступившей в эпоху Просвещения, поднялись творческие силы, для которых важнее всего было осознать, провозгласить, сформулировать, отстоять, противопоставить - или наглядно показать, проакцентировать, разоблачить, высветить... Художественная литература, публицистика, эстетика, живопись полнее и легче удовлетворяли этим сильнейшим потребностям времени, нежели музыка с ее образной спецификой: ей пришлось отступить. Пёрселл был забыт надолго"
Моя история знакомства с Пёрселлом началась несколько лет назад с его единственной оперы "Дидона и Эней" ("Dido and Aeneas"). Ниже вы можете послушать "Плач Дидоны". Это эмоциональная кульминация данного произведения. "Помни меня", - поёт Дидона, обращаясь к возлюбленному перед своей смертью. Можно посмотреть это великое произведение в исполнении Джесси Норман, одной из лучших исполнительниц на мировой оперной сцене.
Click to view
А если вам ближе популярная музыка, то ту же композицию советую послушать в исполнении великолепной Аннеке. У неё делако не всё получается реализовать в плане вокала, но эмоциональные краски она передаёт хорошо
Click to view
Год спустя я услышал музыкальный спектакль "Королева фей". И больше всего запомнил удивительную "Жалобу" из 5 акта. Абсолютным диссонансом вторгается эта ария в праздничную предсвадебную атмосферу спектакля. Простая лирическая вставка в сопровождении солирующей скрипки, является только одним из трагических образов этого произведения, но каждый из них открывает свою грань этого чувства. "О дайте мне плакать" - это роковая непреодолимость, обречённость, воплощённая в жалобном призыве.
Click to view
Другая трагическая ария Генри Пёрселла из этого произведения до сих пор будоражит сердца исполнителей. Конечно же я говорю о "The Cold Song", которая стала очень популярна в исполнении Клауса Номи. С каждым тактом холод проникает в ваше тело, всё вокруг замирает, приходит зима.
Click to view
Еще одна композиция, которая стала для меня настоящим открытием это "Sweeter than roses". Впервые я услышал её на каком-то песенном сборнике, а потом переслушивал снова и снова, в разном исполнении, с разными аранжировками. Вот, например, она представляется как образец барокко.
Click to view
А в вот вариант в духе начала XX века
Click to view
К чему я это всё? Просто для меня это одна из самых важных загадок человеческой природы. Какие-то внутренние потенции позволили Пёрселлу преодолеть пространство и время. Он давно умер, но мы до сих пор восхищаемся результатами его труда. Пушкин называл это "нерукотворным памятником". А как раскрыть в других людях те же способности? Чтобы каждый из нас стал великим инженером, конструктором, композитором, художником и т.д. Только представьте, как изменился бы мир, если бы мы получили ключик от своего внутреннего "моцарта". Насколько эта задача важнее и амбициознее чем любое из потребительских достижений нашего времени. Лично мне очень хочется, чтобы человечество наконец-то начало ставить перед собой действительно великие задачи. Период исторического тупика рано или поздно должен быть преодолён нами. И если уж говорить об идеологии, как выборе своего пути, то капитализм ставит перед собой задачу создания экономически эффективных людей, а коммунизм ищет пути раскрытия творческого начала в каждом человеке. Лично для меня это стало определяющим фактором при определении своих политических взглядов.
Ну а напоследок добавлю сюда посмертную Оду для Генри Пёрселла, написанную его другом и учителем Джоном Блоу. Удивительно что Пёрселл смог кроме себя обессмертить и произведение, посвящённое его смерти.
Click to view