May 17, 2012 12:55
Вчера побывали на премьере пластической драмы «Орфей и Эвридика» в любимом РДТ. Должна сказать, что после того, как закрылся занавес, очень захотелось признаться в любви екатеринбургскому режиссеру Сергею Юнгансу. Не только из-за того, что постановка потрясающая, а еще и оттого, что именно он дал наконец-то актерам драмтеатра возможность работать на всю катушку, попробовать себя с другой стороны и даже профессионально вырасти. Я не знаю, каким ветром С. Юнганса занесло в Чебоксары, но его тут давно ждали.
Постановка нового режиссера резко отличается от всего, что было сделано в РДТ раньше (от «Таксиста» и «Полета над гнездом кукушки» в том числе): на сцене вчера были совсем другие актеры, с другой мимикой, жестами, с новыми голосами, даже глаза блестели по-новому. Логичные, продуманные мизансцены не только были выразительными, но и выстраивались естественно, правдиво. Восхитили, потрясли, даже заставили задержать дыхание массовые танцы, поставленные балетмейстером С. Красновой: вот еще одна возможность для актеров использовать свой потенциал, ведь многие из них отлично танцуют (А. Шаповалов, О. Ананьева, Д. Яковлева). Также очень порадовал слух музыкальный фон, органично вплетающийся в «повествование» и очень точно подобранный - хотя, не подобранный, а написанный специально для спектакля екатеринбургским композитором. Интересно решение режиссера с костюмами персонажей - это, безусловно, первое, что бросается в глаза. В моей интерпретации темно-синий выражает суетность и «жалкость» персонажа, в частности, матерей Орфея и Эвридики (хотя и 2 девушки из труппы носили одежду тех же тонов), бледно-голубым обозначены второстепенные персонажи, «помощники» развития действия, пешки, белый, разумеется, означает смерть, ну а красный, традиционно, мировую любовь, страсть. Удивил минимализм в декорациях - это так нехарактерно для нашего консервативного театра, и отчасти благодаря практически полной открытости всей сценической площадки порой забываешь, что находишься в театре и все не по-настоящему.
На этот раз - все по-настоящему. Актеры искренны, как никогда: «Они называют это исповедоваться. Считается, что после этого ты вымыт до блеска, весь так и сверкаешь...» Так и есть, это исповедь маленькой дикой Эвридики, запутавшейся, напуганной, уставшей. «Как мне хотелось бы сказать вам, что я еще маленькая девочка, что я ждала вас. И что ваша рука первой коснется меня. Мне так хотелось бы сказать вам это, что мне даже кажется - пусть это глупо,- будто так оно и есть на самом деле». Как звонко отзываются эти слова в сердце, как ярко сразу видишь сцены с чужими руками, прошу прощения за субъективизм. Временами казалось, что на сцену выходят персонажи твоей собственной жизни и говорят именно с тобой: это меня мать Орфея убеждала, что жизнь прекрасна, это ко мне она спустилась со сцены. Это я была единственным ее слушателем и почти начала верить ей - но г-н Анри отрезал, что это все жалко и заставил ее уснуть. Господин Анри… злой гений, сумасшедший Воланд, Мефистофель, дантовский Сатана - вот уж не думала, что он может выглядеть именно так, как его изобразил А. Смышляев, но актер, как всегда, заставил поверить убедительной игрой, он оживил ануевского персонажа и подарил ему самые настоящие человеческие черты: дьявол получился нервным и брезгливым, насмешливым и немного безумным.
Восхитили, просто восхитили актеры главных ролей - это как будто не роли были, а самые настоящие Орфей и Эвридика прямо на наших глазах встретились и полюбили друг друга, мы вздрагивали от каждого их прикосновения и стали косвенными свидетелями того, как они умирали. Превосходно получилось воплотить в живого человека образ Орфея С. Куклину - я теперь никогда не смогу представить Орфея каким-то другим - он именно такой: обаятельный, мужественный и одновременно трогательный, и бесконечно трагичный. Для О. Ананьевой, говорят, это первая большая роль, но, помнится, с апреля она играет в спектакле «Мамуре» роль далеко не «второго плана», и прекрасно играет. А если считать «Орфея и Эвридику» дебютом, то это блестящий дебют. Актриса отлично справилась с задачей. Дикая и нежная, лживая и искренняя, искушенная и целомудренная, насквозь противоречивая Эвридика и в конце спектакля не оставляет зрителя в блаженном покое: да, она воссоединилась с возлюбленным, но кому это нужно было больше - ей или господину Анри, не прислужница ли она дьявола, принесшая в жертву бедного Орфея? Тут каждый останется при своем мнении - или не составит своего мнения вовсе, неслучайно спектакль уже назвали интеллектуальным.
Очень удачным получилось режиссерское решение с кольцевой композицией драмы, чего в оригинальной пьесе нет: на том свете герои встречаются точно так же, как и на земле. Начинается новый «виток спирали», только на этот раз хочется верить, что все будет хорошо, Орфей и Эвридика будут счастливы вечность. Господин Анри был прав - мы, люди, одержимы жаждой вечности, но так ли это плохо?
Апд. Экзистенциализм! экзистенциализм!
Драма сама по себе глубокая и очень спорная, но еще больше противоречий, споров до крика рождает постановка. При втором просмотре :)
литература,
театр