Sep 30, 2003 18:40
"В пифагоровом строе увеличенная прима c-cis (или, например, des-d) составляет 114 центов, а малая секунда cis→d (или, например, c←des) - 90 центов. Малая секунда создает эффект тяготения. Увеличенная прима создает эффект отталкивания. Эти два эффекта существуют не за счет разности в величине интервалов, а за счет наличия коммы des-cis (24 цента), которая и расталкивает dеs и cis в разные стороны. Это возможно лишь потому, что комма меньше интервала тяготения. Если бы комма была шире интервала тяготения, то она не могла бы быть коммой, то есть неосознаваемым интервалом, "мотором" системы. Появление в системе более широкого интервала, чем уже освоенный, вызвало бы "автоматическую" эмансипацию, осознание нового интервала. Такой интервал будет восприниматься именно как интервал (акустический объект) а не как комма (психический объект). Большая секунда c-d воспринимается подсознательно как интервал стабильный, то есть как интервал, в который разрешается пифагорова комма. Попадая в реальный музыкальный контекст в виде мотива "с-d" эта секунда приобретает уже другое смысловое значение, становится интервалом нестабильным, так как принадлежит более ранней звуковысотной системе (например, c←d-f). Моя гипотеза заключается в том, что в процессе исторического развития происходила эмансипация коммы, превращение ее из интервала подсознательного в интервал осознаваемый. Одновременно происходила эмансипация интервалов тяготения и отталкивания, превращение их из интервалов нестабильных в интервалы стабильные..."
Copyright © В. Б. Брайнин (1997)
ХТК,
военные тайны