(no subject)

Sep 30, 2003 18:40

"В пифагоровом строе увеличенная прима c-cis (или, например, des-d) состав­ляет 114 центов, а малая секунда cis→d (или, например, c←des) - 90 центов. Ма­лая секунда создает эффект тяготения. Увеличенная прима соз­дает эффект оттал­кивания. Эти два эффекта существуют не за счет разности в величине интервалов, а за счет наличия коммы des-cis (24 цента), которая и расталкивает dеs и cis в разные стороны. Это возможно лишь потому, что комма меньше интервала тяго­тения. Если бы комма была шире интервала тяготения, то она не могла бы быть коммой, то есть неосознаваемым интер­валом, "мотором" системы. Появление в системе более широкого интервала, чем уже освоенный, вызвало бы "автоматическую" эмансипацию, осознание нового интервала. Такой интервал бу­дет восприниматься именно как интер­вал (акустический объект) а не как комма (психический объект). Большая секунда c-d воспринимается подсознательно как интервал стабильный, то есть как интервал, в который разрешается пифагорова комма. Попадая в ре­альный музыкальный контекст в виде мотива "с-d" эта се­кунда приобретает уже другое смысловое значение, становится интервалом неста­бильным, так как принадлежит более ранней звуковысотной системе (например, c←d-f). Моя гипотеза заключается в том, что в процессе исторического развития происходила эмансипация коммы, превращение ее из интервала подсозна­тельно­го в интервал осознаваемый. Одновременно происходила эмансипа­ция интерва­лов тяготения и отталкивания, превращение их из интервалов нестабильных в ин­тервалы стабильные..."

Copyright © В. Б. Брайнин (1997)

ХТК, военные тайны

Previous post Next post
Up