Индуизм - религия ненасилия?

Mar 14, 2014 23:07

Оригинал взят у aqua_frizzante в Индуизм - религия ненасилия?

Одно из главных заблуждений, распространённых в западном обществе в отношении хинду-дхармы - это то, что индуизм - религия абсолютного и безапелляционного ненасилия. Большинство соотечественников понимают термин "ахимса" (अहिंसा) как полный отказ от применения силы даже и для защиты себя и своей Родины. Но такое понимание ахимсы не имеет под собой оснований ни в шрути (богооткровенных писаниях), ни в смрити (священном предании), ни в наставлениях авторитетных ачарьев прошлого. Все великие эпические герои (такие, как Дашаратха, Рама, Арджуна, Бхима и прочие) суть великие воины, стоявшие на защите своего государства с оружием в руках.

Один из выдающихся знатоков и популяризаторов Ригведы в современной Индии, Его Святейшество Шри Свами Гангешварананда Удасин определяет "хинду" (हिन्दु) как हिनस्ति यस्तु दुर्व्र्त्तान (hinaasti yastu durvrttaan) - [тот, кто знает, что], не уничтожив несправедливого, мы становимся его соучастником. Далее Свамиджи поясняет: "Не уничтожив негодяя, мы позволяем ему совершать несправедливости в будущем. Итак, первое определение индуиста таково: индуист - это тот, кто смел и бесстрашен в наказании несправедливых. Кто же может остановить негодяев? Тот, кто полон энтузиазма и исполнен силы воли (utsaahashakti - उत्साहशक्ति)" (The Meaning of Hindu, Гангешвар Дхам, Дели).

С точки зрения Шри Кришны, на поле битвы Куру не может быть и речи о том, чтобы Арджуна отказался от сражения даже и с собственными родственниками, если так велит воинский долг:

Благой Господь сказал:
2. Что за слабость ничтожная в битве
овладела тобой, сын Притхи?
Она в рай не ведет - к позору! -
тебе, арию, не подобает.

3. Малодушию не поддавайся,
не твое это дело: ты воин!
Жалость жалкую сердцем оставив,
встань на битву, Врагов Губитель! (Бхагавадгита 2.2-3).

Читатель может возразить, что, например, Махатма Ганди воспринимал эти стихи (как и все события эпоса Махабхарата) исключительно в фигуральном смысле, будучи сторонником как раз абсолютной ахимсы. Ответ здесь прост: абсолютная ахимса свойственна не индуистскому, а джайнскому мировоззрению, а Гандиджи, как известно, находился под сильным влиянием идей джайнского учителя Шримад Раджчандры и перенёс некоторые из них (в том числе и идею непротивления) на индуистскую почву. Подлинная ахимса в индуистском понимании невозможна в обществе, где некому защитить тех, кто не призван (или не способен) делать этого сам - брахманов, санньяси, женщин, детей. Можно ли практиковать "непротивление злу насилием", когда на твоих глазах обижают или убивают слабых? Такой эскапистский подход не свойственен хинду санатана дхарме, реально взирающей на мир и заботящейся о благе всего общества.

индуизм

Previous post Next post
Up