"Сторож брату моему" или Ефремов, подход четвертый.

Apr 05, 2007 15:22

Все-таки есть что-то изумительное в том, как в мире победившей капиталистической реставрации раз за разом всплывают мечты предыдущей формации. Причем как в варианте "ах, как там было хорошо!" так и "я гналась за вами трое суток, чтобы сказать вам, как вы мне безразличны ( Read more... )

Мир Ефремова

Leave a comment

derfremde March 28 2009, 13:37:48 UTC
1. "Познание - не только и не столько потребление." - Для испытывающего потребность познавать - потребление. Это - элементарно. Удовлетворение любой потребности - есть потребление. Разумеется, то же самое действие имеет и массу других аспектов. Соображение верно в отношении удовлетворения любой потребности, да и, вообще, - любого действия.
3. "Собственно, общество, подхватившее толерантность - обречено." - Не обязательно. Оно может сохраниться став частью большего. Таким образом сохранились и зело размножились примитивные бактерии - став хлоропластами и рибосомами в составе других клеток. Не самый плохой вариант. Нужно только правильного хозяина выбрать - такого, который всегда будет выигрывать.
4. "Метод "убери мусор вокруг себя" гораздо эффективнее метода "наймем специальных людей..." - Не факт. Зависит от вводных. Демонстрируется элементарно: не каждый умеет одинаково хорошо убирать мусор. Помимо того, нанять кого-либо один из вариантов собственноручного решения проблемы. Сделать сначала лопату, а потом ею выкопать яму в большинстве случаев окажется более выгодным решением, чем копать яму руками, сэкономив на изготовлении лопаты.

Вообще, ваши пункты со второго по четвёртый слабо связаны с моей репликой. К чему вы их сформулировали? На мою реплику, "противоречие между первым и третьим пунктами вашего исходного поста", вы никак не среагировали.

Reply

helix_a March 28 2009, 22:31:43 UTC
1. Для испытывающего потребность познавать - потребление. Это - элементарно. Удовлетворение любой потребности - есть потребление. Разумеется, то же самое действие имеет и массу других аспектов. Соображение верно в отношении удовлетворения любой потребности, да и, вообще, - любого действия.

И? Да, для познающего - потребность. А для общества - когда и вред. А еще бывает как у АБС - "для меня писательство - стыдный процесс, что-то сродни выдавливанию чирея".
Слова человеческие - ограничены, посему я страюсь выбирать те из них, которые многосмысленностью не беременны - или многосмысленность оговаривать.

3. Хлоропласты как минимум потеряли способность жить отдельно.
Хотя я имел в виду другое - хлоропласты - пример плохой. Свою структурную целостность они (да и многие прочие органеллы, хоть те же митохондрии) вполне сохранили. Толерантность же ведет к тому, что вредоносный иноструктурный агент не опознается системой имунного ответа - и в результате начинает выстраивать в теле носителя свою структуру (а когда и просто разрушает ее - как СПИД или рак).

Примером толерантного общества может хорошо служить СССР конца перестройки - когда "национальным сообществам" дали волю и запретили явно их национальность подавлять.
Не вдаваясь в безнадежный спор по национальномц вопросу воспользуюсь произошедшим только как примером.

4. В обществе ограниченных ресурсов (а у нас такие сообщества - все, просто не все еще это поняли) эффективность самоуборки на круг всегда выше эффективности "отдельных нанятых людей".
Водораздел тут проходит по сложности освоения деятельности и времени, которое она занимает.
Если деятельность требует большого времени для достижения высокой эффективности - лучше заниматься ей профессионально.
Если времени на нее даже тогда уходит много - значит, проблему надо решать уровнем выше (см. ситуацию - "транспортной проблемы" в городах).
(а если говорить о мире ЕК - в нем есть такая вещь как "профессиональный универсализм" - то есть эта проблема там тоже отсутствует. Хотя - пока неясно КАК такого универсализма достичь).

Пункты же эти были сформулированы для некоей экономии времени в попытке дать вам больше информации - ибо приведенной вами "противоречие" заставило меня предположить, что вы попросту не поняли - или не вникли - в то, что я имел в виду.

Что вполне продемонстрировал ваш следующий пост. Я по-прежнему подозреваю, что вы привлекаете какие-то дополнительные неявные предположения, которые я не могу угадать.

WBR - Andrew

Reply

derfremde March 31 2009, 08:14:45 UTC
1. "А для общества - когда и вред." - И? И для самого индивидуума удовлетворение некой собственной потребности в долговременной (да и в кратковременной) перспективе может оказаться вредным. Потребности в никотине или алкоголе или в адреналиновой подкачке, к примеру, весьма характерны. Это относится, однако, и к т.н. естественным потребностям. Для иллюстрации пример из животного мира: самцы богомолов или пауков. Очевидно, что потребность вида, как целого, манифестируется в сексуальной потребности отдельного самца богомола и вступает в противоречие (побеждая, кстати) с потребностью сохранения индивидуального существования.
Для общества познание, в смысле всё более полной разработки информационной основы существования этого общества, также является потребностью. Для развивающегося прогрессирующего общества. Потребность эта проявляется в том, что общество выделяет ресурсы на формирование и развитие органов познания: всяких там НИИ, рабочих групп, издательств и пр. Для общества, потерявшего эту потребность, увеличивается риск деградации. Сравнимо с потерей чувства осторожности для больной бешенством лисы, к примеру.

3. Отнюдь, хлоропласты и митохондрии являются, как раз, отличным примером того, что отказ от части автаркии (это ещё называют в зависимости от обстоятельств симбиозом или паразитизмом) может оказаться очень успешной и полезной для всех участников стратегией. Но может оказаться (гораздо чаще) и иначе. Но я ведь и критиковал лишь отсутствие формулировки "в болшинстве случаев" в вашей исходной фразе.
Да и не стоит быть таким категоричным в отношении мутаций - без мутаций развитиие принципиально невозможно. Просто в реальности метод эволюции через спонтанные мутации слишком накладен. Но это решается: нужен полигон. Кстати, виртуальная реальность нашего сознания и является именно таким полигоном, только не для генов, а для мемов. Вы очень переоцениваете значение гомеостазиса. Гомеостазис не имеет в потенциально бесконечном мире смысла без возможности изменений (мутаций).

4. Интересный пункт. Вы находитесь в весьма распространённом заблуждении. Начну с примера, а закончу объяснением принципа: Представьте себе, что товарищ Сталин вместо работы над государственными вопросами занялся бы (не для развлечения, а по необходимости!!!) "самоуборкой", "самоготовкой", "самодобыванием пищи". Представили? И ещё испытываете потребность в доказательствах? Итак, объяснение: ваша фраза "эффективность самоуборки на круг ВСЕГДА выше эффективности "отдельных нанятых людей" в обобщённой формулировке приобретает следующий вид: "Создание и использование СПЕЦИАЛЛИЗИРОВАННЫХ инструментов ВСЕГДА приводит к снижению эффективности процесса.". Слово "всегда" делает утверждение неверным до степени абсурда. Верным будет использование термина "в некоторых случаях". Собственно говоря, "да" или "нет" зависит от соотношения между стоимостью создания и поддержания в рабочем состоянии специализированного инструмента и кол-ва сэкономленных таким способом ресурсов (сама по себе работа неспециализированного инструмента ВСЕГДА менее эффективна чем специализированного).
Итак, какое соотношение между "универсализмом" и "специализированием" является оптимальным, зависит от конкретных обстоятельств и может постоянно и непредсказуемо меняться. Имеется однако тенденция: чем больше и чем сложнее целое (общество к примеру), тем выше уровеньспециализации частей целого. Сравните бактериальный мат с высшим позвоночным!

Reply

helix_a March 31 2009, 11:18:57 UTC
1. И опять спрошу - вы книгу-то читали?
А мои ее разборки?
Академия Горя и Радости чем занимается? Вот как раз тем и занимается - считает суммарное соотношение этих двух величин.
Как вы думаете, чего у наркомана больше - радости или горя - если на круг, по интегралу?

Вот тут-то подсчет и позволит отсечь заведомо опасные варианты "удовольствий и радостей" - ибо сегодняшние мелкие радости перекроются завтрашней депрессией и расходами на лечение зависимости.

А для прогнозирования новых - и памяти о старых опасностях - есть Академия Прогнозирования и Совет Чести и Права.

Снова о потреблении - как вы думаете, почему в наши недавние тучные годы родился анекдот про фальшивые елочные игрушки? Психологию сложно обмануть...

3. Про хлоропласты - мы говорили о толерантности, нет? Так вот для примера толерантности - сиречь - терпения в себе чужеродных организмов - они не годятся.
Это именно что симбиоз - как вполне полезны были разные национальности в СССРе - давая стереообзор проблемы с разных точек зрения - но не разрывая страны на части.

4. Я не говорил о стопроцентной применимости этого принципа. Разумеется, эффективность должна быть просчитана.
Если вы внимательно читали то, что я писал, то не могли упустить характерного примера Транспортной Проблемы - задача "как в мегаполисе быстро добраться до места работы и оттуда - домой" - неверно поставлена, правильный ответ - вместо мегаполиса предпочтительны множество микрорайнов (тысяч на 10 жителей) в лесопарковой зоне, ориентированной на пешие прогулки избыток жилья - и хороший общественный транспорт меж зонами.
А теденция к специализации - уже сейчас привела к торможению развития. И не факт, что не пойдет откат - вернее, я как раз убежден, что откат неминуем - ибо общение с современной молодежью меня просто таки с ног валит часто - "зияющие бездны" безграмотности...

Посему - нужен какой-то качественный скачок. Пока неясно - какой (если бы было ясно - я бы сейчас строил партию или боевую ячейку ;), а не болтал языком в ЖЖ). Но спиральное развитие заставляет предположить, что новым типом станет какой-то иной вариант универсализма. Базирующийся на ином типе мышления, вероятно. Эдакий новый позитивизм, если хотите (а может и еще смешнее - новая метафизика, как у Урсулы ле Гуин в ее Хейнском цикле).

WBR - Andrew

Reply

derfremde April 2 2009, 14:48:39 UTC
Вообще-то, с людьми, посылающими собеседников на FAQ, как правило, не имеет смысла разговаривать, имхо. Ещё менее имеет смысл разговаривать с людьми, игнорирующим неудобные им аргументы собеседника (в данном случае я имею в виду пример со Сталиным). Взывать к совести или разуму в таких случаях, говорит мой жизненный опыт, смысла не имеет тоже. Единственный выход: забыть и подождать лучших времён.
Итак, до лучших времён, Хеликс-а!

Reply


Leave a comment

Up