После очередной вертолетной трагедии обыватели не заморачиваются, начинают ругать «старые восьмёрки», особо не утруждаясь в выборе выражений. Когда речь заходит о вертолетах, любой обзор, анализ или выступление экспертов апеллирует к возрасту наших вертушек.
По разным источникам, около 70 % эксплуатируемых в России вертолетов старше 25 лет.
На этом основании делается вывод о небезопасности и дискомфорте полетов и соответственно необходимости замены старых платформ. Желание вертолетостроителей понятно. Однако точка зрения операторов диаметрально противоположна. Кто определил предельный возраст?
Из года в год именно наши «рабочие лошадки» Ми-8Т (П, ПС) несут основную нагрузку по перевозке пассажиров и транспортировании грузов. Летают каждый день, в любую погоду, в забытых всеми регионах…
Попробуем взглянуть на проблему с позиций эксплуатантов вертолетов.
Итак, аргумент №1 - стоимость нового вертолета.
1. Взгляните на изменение стоимости фактической и прогнозируемой (без НДС).
За период с 2017 г по 2025 г. стоимость выросла с ₽ 325 млн до ₽ 550 млн (прогноз). Получается, что 1 Ми-8МТВ-1/АМТ (приблизительно) равен 10 Ми-8Т (П, ПС).
2. Аргумент №2 - стоимость агрегатов и ПКИ (см. таблицу).
Стоимость (с НДС)
2012
2017
2022
Изм. %
Новый Ми-8АМТ, млн. ₽
300
450
550
+83
Ремонт двигателя ТВ3-117
5
10
13,5
+170
Комплект лопастей НВ
3,2
6
8
+150
Комплект лопастей РВ
1
3,9
4,5
+350
Если рост стоимости вертолета за десятилетие - 83%, то рост эксплуатационных расходов на агрегаты и комплектующие изделия в разы больше.
3. Аргумент №3 - стоимость летного часа (л.ч.). При стоимости л.ч. Ми-8 - ₽ 130-150 тыс. и потребном налете 220-230 тыс. л.ч. годовые доходы использования (платежеспособный спрос) составят ₽ 28,6-34,5 млрд.
В случае замещения Ми-8. При стоимости летного часа Ми-8МТВ-1/АМТ - ₽ 220-250 тыс. и неизменном платежеспособном спросе налет составит всего - 115-157 тыс. л.ч. Недобор вертолетных услуг в л.ч. - от 40 до 100 %. Потребный объем финансирования (для восполнения недобора) потребует ₽ 48,4-57,5 млрд (плюс ₽ 20-23 млрд или 65-70 %).
Вот и ответ на вопрос, зачем переплачивать.
И, тем не менее, замена неминуема (запасных частей нет). Без учета интересов эксплуатантов потребуются дополнительные расходы (и не важно, за чей счет). До тех пор, пока не будем считаться с потребностями тех, кто летает, обслуживает и ремонтирует, проблему не решить.
Замещение должно быть клиентоориентированным.
(По материалам Научно-производственной компании «ПАНХ»).
В этом году компания «ПАНХ» отмечает свой 60-летний юбилей.