(Vertical) В время Heli-Expo 2024 в ходе обсуждения будущего вертикальной авиации прозвучало заявление директора по стратегии в Vertical Flight Society (VFS), Майка Хиршберга: «На разработку этих самолетов было потрачено много времени, денег и энергии, которые, к сожалению, были потеряны».
Хиршберг имел в виду отмененную 8 февраля программу Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA), в рамках которой Белл и Сикорский разрабатывали скоростной вертолет следующего поколения, который должен заменить списанный OH-58D Kiowa Warrior. Ожидалось, что Invictus 360 и Raider X полетят в конце года.
Вместо того, чтобы продолжать программу, армия США заявила, что планирует обратить свое внимание на модернизацию своих устаревших платформ: UH-60 Black Hawk и CH-47F Block II Chinook, а также беспилотных авиационных систем и средств космического базирования.
Одна из главных проблем заключается в том, что компании потратили миллионы долларов собственных средств. Из-за этого промышленная база обескровлена, а компании, очевидно, будут более нерешительны в работе с армией в будущем.
Отмена FARA может «усугубить уход талантливых инженеров, которые работают на вертолетостроителей и крупных оборонных подрядчиков. У этих компаний не будет талантов, чтобы даже участвовать в будущих тендерах, если армия или другие захотят делать новые программы. Все они ушли, чтобы работать в частных компаниях».
Отмена армейской программы является ударом не только по аэрокосмическим компаниям, но и по некоммерческим образовательным техническим организациям, поддерживающим исследования и разработки для будущих авиационных технологий.
«Сегодняшняя работа - это завтрашние проекты», которые, наряду с новыми возможностями для военных винтокрылых машин, также включают в себя электрические аппараты вертикального взлета и посадки и технологии водородных топливных элементов.
На Heli-Expo 2024 проявились опасения традиционных производителей вертолетов по поводу потери талантливых инженеров в развивающемся секторе новой аэромобильности (AAM). Аэрокосмическая отрасль никогда не видела столько частных инвестиций в частный сектор, особенно с учетом того, что все компании, производящие электрические вертикальные взлеты и посадки, только начинают свою деятельность. Тенденция получила название «утечка мозгов 2.0».
Несмотря на то, что сектор ААМ привлекает интерес студентов и будущих инженеров, должно быть равное распределение между теми, кто входит в сектор традиционных винтокрылых машин и изучает новый сектор ААМ. Классические вертолеты хотят, чтобы таланты, люди в целом, вошли в сообщество вертикальных полетов.
Неясно, как выглядит будущее вертикальной авиации, если программа FARA пойдет по тому же пути, что и отмененная Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche. Будущее вертикальной подъемной силы по-прежнему заключается в достижениях в электрификации ЛА, обеспечении потока талантливых инженеров в аэрокосмическую промышленность и сертификации этих новых авиационных технологий. Что касается военных, VFS хочет больше исследований и разработок в области технологий ведения боевых действий с вертикальным подъемом.
А по существу, вертолетостроителям нужны гарантии на средства, которые были выделены на перспективные работы по вертикальному подъему (останутся в проекте и не будут выведены).