СМЕНА КАРАУЛА. ФЕВРАЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ

Feb 10, 2024 14:37



События сегодняшнего времени наглядно демонстрируют происходящие перемены запроса на вертолеты. Нельзя не видеть, как беспилотники вытесняют пилотируемые разведывательно-ударные вертолеты. Заканчивается эпоха «Крокодилов», «Апачей», «Аллигаторов», «Охотников», «Тигров» и «Мангуст» … Подтверждением может служить недавний отказ армии США от программы FARA. На «смену караула» пилотируемых винтокрылых ударников пришли беспилотники. Правда беспилотники берут на себя лишь часть функций (наблюдения, разведки, целеуказания, нанесения поражения). А «людей должны перевозить люди!». Запомните эту фразу.

Фокус внимания вертолетостроителей будет смещаться от ударных вертолетов к военно-транспортным. В новых условиях роль многоцелевых транспортов возрастает. Возникает закономерный вопрос, на какую «лошадку» ставить? Но чтобы мы не делали, выбор остается только между МТВ и АМТ.

В ходе боевых действий в Афганистане Ми-8 доказали превосходство над конкурентами. Даже западные эксперты признали доминирование наших «восьмёрок». Военный историк Лукас Мюллер (автор книги «Крылья над Гиндукушем»), изучавший афганский конфликт десятки лет, сделал вывод что Ми-8 или Ми-17 в ходе боевых действий оказались более пригодными и более прочными чем «Чёрные Ястребы». Ми-17 относительно прост в обслуживании, а запасные части широко доступны на открытом рынке. «Черный ястреб» был намного сложнее, чем прочный советско-российский Ми-17, с которым афганцы были хорошо знакомы; кроме того, Ми-17 был более боеспособным, чем UH-60 в афганских условиях. Ми-17 был специально построен для Афганистана".

А вот мнение северян по поводу восьмерки: «Огромный Север держится исключительно на Ми-8МТВ/АМТ. «Зверь машина» в умелых руках».

В миротворческих операциях Ми-8/17 давно превратился в стандарт ООН.

Однако мир вертолетов не стоит на месте. Соперники не дремлют. Текущее десятилетие превращается в арену столкновения многоцелевых военно-транспортных вертолетов. Главное противостояние - Ми-8/17 и UH-60/S-70i. «Восьмёрка» против «Черных ястребов». В неспокойное время она остается нашим основным вертолетом. Это и признание и большая ответственность. Нельзя упустить военно-транспортную составляющую.

Как не потерять Ми-8/17 в этих условиях? Задача серьезная - сохранить и двигаться вперед. К сожалению, непрекращающиеся, многочисленные и разрозненные попытки модернизации «иконы мирового вертолетостроения» не приносят ощутимого результата. Требуется продуманная, сбалансированная стратегия развития уникальной платформы. Любая модернизация должна приводить в первую очередь к снижению стоимости и эксплуатационных расходов, а лишь затем к увеличению массы полезной нагрузки. В противном случае это превращается в «игру в одну калитку» - расходования средств. В этой связи в канун годовщины СВО «Вертолетные заметки» предлагают «ФЕВРАЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ»:
- единая программа развития (и управления) парка винтокрылых транспортов;
- сокращение числа заказчиков и искоренение сиюминутных «хотелок»;
- унификация платформ производителей (АО «УУАЗ» и АО «КВЗ»);
- модернизация исключительно комплексная и поэтапная;
- количество модификаций минимально;
- перевод испытаний на «новые рельсы» (активное использование моделирования, масштабирования…); 
- задача особой важности - вертолетные двигатели и редукторы;
- интеграция в новую информационную среду;
- снижение стоимости вертолетной техники и расходов на ее эксплуатацию;
- формирование умной системы сопровождения эксплуатации и ремонта;
- особое внимание повышению надежности и эксплуатационной технологичности;
- реальный переход от ресурсов и сроков службы на эксплуатацию по техническому состоянию вертолетов и покупных изделий; 
- упрощение нормативной базы и ускорение документооборота;
- перестройка системы обучения и подготовки кадров конструкторских и технологических, летных и технических (внедрение тренажеров, ИИ);
- военная приемка - не препятствие, а равноправный участник программы развития;
- энергичное включение научной экспертизы и широкое привлечение мнений вертолетного сообщества.



икона, восьмерка, ми8, беспилотники, тезисы

Previous post Next post
Up