Да! Да! Да!. Безусловно - да! Отвечу я.
Не хочу даже ограничивать каким сроком: 20, 30, 50 лет. Вот сколько будет существовать цивилизация, столько и будут востребованы вертолеты.
Почему? А очень просто. Человечество всегда будет нуждаться в летательном аппарате, обладающим свойством взлетать с любой площадки вертикально, зависать над ней и перемещаться горизонтально относительно поверхности земли с достаточно большой скоростью.
Такой аппарат требуется, как для военных целей, так и, может быть даже в большей степени, в мирных условиях. На земле всегда будут труднодоступные точки. Участки, существование человека в которых невозможно без участия вертикально взлетающих аппаратов. Заменить их чем либо, или обойтись без них невозможно!
Что делать потомкам? - Работы «через край».
Прежде всего, «вытянуть» из стариков все, что они знают, что не попало в книжки, не изображено на чертежах и схемах. А дальше раскатывать чистые листы, включать компьютеры, и вперед!
А задач, по-крупному, две:
- Значительное увеличение летно-технических характеристик при создании следующих поколений вертолетов за счет весового совершенствования конструкции.
- Резкое снижение стоимости при производстве и эксплуатации вертолетов.
Если бы, например, удалось перекинуть 1-1,5 тонны с конструкции (Ми-8) на полезную нагрузку, то вертолет вновь стал бы шедевром ни следующие 30-40 лет. А сделать это можно. Но это потребует использования новаторских конструктивных решений, коренной переориентации в применении материалов и технологий, причем это должно коснуться и всех комплектующих изделий. Конечно же, это будет совсем другой, новый вертолет, и создание его займет 7-10 лет.
Или другой пример. Сегодня основная работа лежит на плечах Ми-8, хотя в большинстве случаев мог бы использоваться вертолет меньшей весовой категории, в «клеточке», которую когда-то занимал Ми-4. Современная версия такой машины Ми-54 должна стать еще одним шагом в создании парка вертолетов XXI века.
Если во главу угла деятельности фирмы ставить лишь получение прибыли и загружать ее любой, подвернувшейся выгодной работой, у нее не останется возможности продвигаться к стратегическим целям, а структура предприятия (ОКБ) начинает искажаться под эти сиюминутные поделки. В результате, довольно скоро мы потеряем возможность создавать новую вертолетную технику, никого не останется, кто помнит, как это делается!
Е.В. Яблонский
МИровой вертолет №1 март 2016 года
Прошло 7 лет