АВАРИЙНОСТЬ 2018. "РЕКОРД" ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Jan 09, 2020 05:00



Почему мы вдруг вспомнили об аварийности вертолетов 2018 года? Итоги 2018-го, на мой взгляд, не получили должной оценки, поэтому заслуживают отдельного разговора. Итак, аварии и катастрофы вертолетов 2018 года.  
По данным опубликованного АР МАК традиционного Отчета о состоянии безопасности полетов в ГА государств-участников Соглашения о ГА и об использовании воздушного пространства, в 2018 году с вертолетами государств-участников Соглашения произошло 17 авиационных происшествий (АП), в том числе 10 катастроф (К), в которых погибло 49 человек. Для сравнения, в 2017 году было 11 АП, 4 К и 14 погибших.
Абсолютные показатели аварийности (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Относительные показатели аварийности представлены в таблице 1.
Таблица 1

годы
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018

Кап
1,6
1,67
1,77
1,153
1,99
2,28
2,37
2,42
3,8

Кк
0,89
0,67
0,8
0,34
0,91
1,04
0,59
0,88
2,2

Кп
3,74
1,0
3,68
4,76
6,55
5,62
4,92
3,08
10,78

Примечание - Кап, Кк, Кп - количество авиационных происшествий, катастроф и погибших на 105 часов налета.

"Невооруженным взглядом" видна тенденция ухудшения аварийности. Для сравнения трендов, аварийность вертолетов в Европе (см. рисунок 2).

Рисунок 2

И опять "невооруженным взглядом", но здесь - обратная тенденция.
Пойдем дальше. Львиная доля аварийности вертолетов стран Соглашения приходится на РФ. Аварийность вертолетов в РФ в 2018 году представлена в сводной (тяжесть АП, причина, сопутствующие факторы…) таблице 2.
Таблица 2

Дата
Вертолет
Причина
Сопутствующие факторы
Пострадали
Примечание

12.02.18
Ми-8Т
RA-22330 Ельцовка
Отказ управления.
Болт КАУ
Пожар
2п+4р
Томская область

24.02.18
Ми-8Т
RA-22793 Красавиа
ППП
Переворачивание

Северная земля

11.04.18
Ми-8ПС RA-24640 Восток
ППП Столкновение
Пожар
6п
Хабаровск

01.06.18
Ми-8Т RA-25350 Полярные авиалинии
Столкновение птица

Омская область

22.06.18
Ми-2
RA-23728 Геликс

1п
ХМАО

02.08.18
Ми-2
RA-15652

1п
Краснодарский край

04.08.18
Ми-8АМТ RA-25640 ЮТэйр
Столкновение
Пожар
18п
Красноярский край

06.08.18
Ми-2М
RA-15629 Вельталь-Авиа
Отказ двигателя
Переворачивание

Тюменская область

17.08.18
АОН
R66
RA-06371


Рязанская область

02.09.18
Ми-8МТВ-1
RA-25502 Ангара
ППП

3п
Иркутская область

29.09.18
АОН
R44
RA-04342
Ухудшение видимости
Опрокидывание

Республика Саха

01.10.18 АОН
R44
RA-05758
Ухудшение видимости Столкновение с ЛЭП

2п
Иркутская область

03.10.18
АОН
AS350B3e
RA-07272
Столкновение
Пожар

Костромская область

08.11.18
Ми-8Т
RA-25600 Баркол

Средняя степень опьянения
Некондиционные шланги
1п+3р
Тверская область

28.11.18
Ми-26Т RA-06029
ЮТэйр
ППП снежный вихрь

1п
Ненецкий АО

16.12.18
Ми-8Т
RA-22649 Ельцовка


Томская область

30.12.18 АОН
AW119
RA-1908
Столкновение
Пожар
4п
Улан-Удэ

Примечание
1. Катастрофы выделены темно-красным цветом, пожары - красным.
2. п - погибшие, р - раненые.

Итог печальный: 17 АП, 9 К, 39 погибших.
Интересно соотношение коммерческих вертолетов и АОН. Когда заходит речь об аварийности у нас принято ругать АОН. Однако сравнение безопасности полетов коммерческих вертолетов и АОН явно не в пользу «коммерсантов» (см. таблицу 3).
Таблица 3

Коммерческие вертолеты
Вертолеты АОН
Всего

АП
12
5
17

К
7
2
9

П
33
6
39

К/АП
0,58
0,4

Каждое второе происшествие коммерческих вертолетов - катастрофа (58%). Тяжелейшие катастрофы происходят с лидерами отрасли. И 18-й не стал исключением. Столкновение двух вертолетов «ЮТэйр» закончилось страшной трагедией - 18 погибших. Головотяпство, пьянство, некондиционные комплектующие - свидетельство отсутствия целенаправленной работы по обеспечению БП, которую не могут заменить красивые слайды на конференциях и семинарах.
На что хотелось бы обратить внимание:
Во-1х, из года в год главная причина развития аварийной ситуации в катастрофическую - потеря пространственного положения/плохая видимость (проблемы индикации и неумение летать по приборам).
Во-2х, тяжесть последствий серьезно усугубляется возникновением пожара.
Из 39 погибших 77% - в огне.
«Формула» очевидна: «потерялся/не увидел - столкнулся - сгорел».
2018-й стал наихудшим за последние 10 лет. Не только установил «антирекорд» безопасности полетов десятилетия, но и поразил беспечностью. (алкоголь, некондиционные шланги…). Впервые за много лет в 2018 году отличились испытатели. Авария «красавца» опытного прототипа Ми-171А2 и катастрофа Ка-29 (ППП, 2 погибших). В госавиации аналогичная ситуация: 7 марта 2018 года катастрофа вертолета Ми-8 пограничной службы (СМУ, 6 погибших); 22 августа 2018 года авария Ми-8 минобороны (пожар)…
Ничего не происходит случайно. Потеря пространственного положения и столкновения известны десятки лет, но ничего не делается для предотвращения. Ситуация с аварийностью усугубляется.
Долгое время наши вертолеты «плыли по течению». Спокойствие закончилось. Впереди преграды и вертопады. Нужны неординарные подходы. Готовы ли мы к непростым решениям, покажет время.
PS. В цифрах могут быть ошибки и неточности, но это ничего не меняет.

отчет, итоги, 2018, аварийность

Previous post Next post
Up